Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ан-26Б Белорусского УГА в а/п Саранск
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  06 февраля 1986 г.
Время:  23:23
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Саранск
Тип ВС:  Ан-26Б
Регистрация ВС:  CCCP-26095
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Белорусское УГА, Гомельский ОАО
Рейс:  14454
 


Описание
    Экипаж 105 летного отряда выполнял грузовой рейс №14454 по маршруту Нижневартовск - Свердловск - Саранск - Гомель.
    Полет до а/п Саранск проходил без замечаний. Подготовка ВС и предполетная подготовка экипажа в а/п Саранск проведена в соответствии с требованиями документов МГА.
    Фактическая погода в аэропорту в момент взлета была: тихо, ветер по прогнозу 3 м/с, видимость 3000 м, дымка, обл. 3/0 вертхняя, т-ра -23°С, давление 754 мм рт.ст., МКвзл=204°.
    На борту находилось 2 100 кг груза. Взлетная масса 22588 кг и центровка 20,8% САХ не выходили за установленные пределы.
    Взлет произведен в 23:22 без отклонений от требований РЛЭ и технологии работы экипажа Ан-26. Активное управление осуществлял второй пилот, контролирующее - командир ВС.
    Через 48 секунд с начала разбега, на высоте 120 м и скорости 280 км/ч вторым пилотом была подана команда об уборке закрылков, которая выполнена бортмехаником в соответствии с РЛЭ импульсами, в три приема, с подтверждением «закрылки убираются». При уборке закрылков самолет был достаточно перебалансирован экипажем.
    На 53 секунде и высоте 150 м командир корабля увидел «движущийся объект», обозначенный двумя красными огнями непрерывного горения. Приняв его за встречный самолет впереди справа по курсу, выше границы условного горизонта, КВС предупредил об этом экипаж словом «самолет».
    По объяснению командира корабля «встречный самолет» перемещался справа налево и вверх. Угол тангажа самолета в этот момент составлял 3,2°.
    Второй пилот словом «Вижу» подтвердил информацию командира корабля и по его указанию и с его помощью, на высоте 156 м по прибору, во избежание столкновения перевел самолет в горизонтальный полет с отворотом от курса взлета влево и последующим плавным переходом на снижение. Перегрузка при этом составила 0,9…0,95 ед.
    Контролируя высоту и обнаружив ее уменьшение на 60-й, 64-й и 68-й секундах, штурман словами «набор, высота, высо…Что вы делаете?» и «Набор» предупреждал об этом экипаж.
    Вследствие того, что «встречный самолет» продолжал приближаться, командир корабля не отреагировал на предупреждения штурмана и продолжал маневр отворота со снижением, увеличением крена до 21,5° и скольжением вправо до 5…6°.
    На 72-й секунде , высоте 93 м по прибору, командир корабля, визуально убедившись в расхождении со «встречным самолетом» правыми бортами, принял меры к уменьшению крена. Однако этого оказалось недостаточно и самолет на высоте 87 м по прибору (фактическая высота относительно точки взлета составила 58 м) столкнулся с лесополосой с креном 17°, получив при этом частичное разрушение. Скорость в этот момент была 390 км/ч, вертикальная скорость снижения 4,3 м/с. В дальнейшем самолет со снижением и левым креном коснулся земли и при продвижении по ровному заснеженному полю полностью разрушился. Экипаж, получив телесные повреждения различной степени, самостоятельно покинул кабину.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 6 0
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-26Б
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-26095
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 29.01.1982
Заводской номер ВС 11810
Наработка ВС (часы) 3088
Наработка ВС (циклы) 1301
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса 14454
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Белорусское УГА, Гомельский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Саранск
Пункт назначения Гомель
Начальный пункт маршрута Нижневартовск
Конечный пункт маршрута Гомель


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссией установлено, что за «встречный самолет» экипажем были ошибочно приняты огни КРМ и БПРМ по курсу взлета.
    Иллюзорное восприятие экипажем красных световых сигналов, находящихся по курсу взлета на КРМ и БПРМ, за «встречный самолет», по заключению специалистов ГосНИИ ГА и АМСГ, в данных метеорологических условиях, ночью, могло возникнуть в результате кажущегося перемещения на однородном темном фоне неба единичных и неподвижных наземных световых огней, принимаемых за движущееся воздушное судно. Иллюзия перемещения световых объектов вызвана определенным изменением параметров полета и пространственного положения самолета, что вполне согласуется с показаниями командира корабля и членов экипажа о первоначальном движении «встречного самолета» справа-налево и вверх. Именно в этот момент, согласно расшифровки средств полетной информации, происходит изменение угла тангажа самолета и небольшое изменение курса.
    От момента обнаружения «встречного самолета» и до столкновения с землей экипаж выполнял активное пилотирование с целью избежать столкновения.
    Учитывая психофизическое состояние экипажа, обусловленное появлением в поле зрения движущегося «объекта», угрожающего столкновением, можно предположить, что командир корабля осуществлял установку частоты «круга» между 51 и 53 секундами полета, но не успел ее завершить, о чем свидетельствует зафиксированная на УКВ №1 промежуточная частота 126,8 и произвольная частота 121,1 на УКВ №2. Вследствие этого экипаж не имел связи с диспетчером УВД. Причиной задержки (4 сек.) между вторым и третьим циклами уборки закрылков могло быть кратковременное отвлечение внимания бортмеханика на внекабинное пространство после информации командира корабля об обнаружении по курсу взлета «встречного самолета».
   
Выявленные при расследовании недостатки     В ходе расследования комиссия установила нарушение правил перевозки грузов заказными рейсами. В аэропорту Нижневартовск груз не взвешивался. В грузовой ведомости значилось 3600 кг, что на 1500 кг более фактической загрузки.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной аварии самолета явились ошибочные действия экипажа по предотвращению столкновения на взлете из-за иллюзорного восприятия наземных световых сигналов в условиях дымки, принятых за встречный самолет по курсу следования, приведшие к отклонению воздушного судна влево, плавному снижению и столкновению с препятствием на земле.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации


Фотографии

 






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.