Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-62М ЦУ МВС близ пос. Менделеево
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  06 июля 1982 г.
Время:  00:35
Страна:  СССР
Место происшествия:  Московская область, Солнечногорский район, 1,5 км восточнее пос.Менделеево
Тип ВС:  Ил-62М
Регистрация ВС:  СССР-86513
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  ЦУМВС, Шереметьевский ОАО
Рейс:  411
 


Описание
    Экипаж 210 летного отряда выполнял рейс №411. На борту находилось 75 взрослых пассажиров и 5 детей (46 граждан СССР, 21 - Сьерра-Леоне, 5 - ФРГ, по 2 - Австрия и Сенегал и по одному Ирландии, Индии, Польши и о-вов Зел. Мыса). Самолет произвел взлет с курсом 247° (правая ВПП) в 00:31 (ночью в ПМУ). Отрыв произведен на скорости 310 км/ч. На 8-ой секунде после отрыва и уборки шасси, по данным МСРП-12, сработала сигнализация пожара в двигателе №1. Действуя согласно требованиям РЛЭ, экипаж выключил двигатель №1 установкой РУД в положение «Стоп» и применил три очереди системы пожаротушения в двигатель №1. Кроме того, экипаж использовал все баллоны пожаротушения в мотогондолы (установить, в какую именно, не представилось возможным). В 00:31:50 экипаж доложил о пожаре диспетчеру старта. В момент доклада о пожаре самолет находился на высоте 50 м с приборной скоростью 320 км/ч. После выключения двигателя вертикальная скорость набора высоты уменьшилась с 9 м/с до 4 м/с.
    Через 30 секунд после выключения двигателя №1 экипаж выключил двигатель №2 (на высоте 160 м при скорости 320 км/ч) из-за срабатывания сигнализации «Пожар» и доложил диспетчеру, что первый двигатель потушен, загорелся второй. Разовая команда «Пожар» зафиксирована на МСРП-12, начиная с 8-й секунды и до конца полета.
    В 00:32:27 экипаж доложил о принятии решения заходить на посадку с курсом, обратным посадочному, на что получил разрешение диспетчера.
    Горизонтальный полет после выключения двигателя №2 с выпущенными закрылками на 30° и с полетной массой, близкой к максимальной, был невозможен. Ситуация осложнялась полетом в ночное время, на малой высоте, над густонаселенной местностью, что затрудняло выбор места для вынужденной посадки вне аэродрома. Рекомендации РЛЭ по пилотированию с двумя отказавшими двигателями на взлете отсутствовали.
    После выключения двигателя №2 экипаж начал правый отворот с креном 10-12°, который выполнялся с незначительным снижением с вертикальной скоростью 0,5-0,9 м/с, что свидетельствует о попытках экипажа предотвратить уменьшение скорости, однако, несмотря на это, приборная скорость медленно уменьшалась. К моменту начала выполнения левого разворота на курс, обратный посадочному (за 20 секунд до столкновения с землей), самолет потерял 75 м высоты, приборная скорость уменьшилась с 320 км/ч до 275 км/ч. Однако индикаторная скорость полета находилась в диапазоне 320-300 км/ч, что достаточно близко к безопасной скорости полета при полетной массе 164 тонны. Отличие в приборной и индикаторной скоростях объясняется наличием аэродинамической поправки, возникающей при полете с углами скольжения и значительными углами атаки, которые увеличились на этом участке полета в соответствии с уменьшением индикаторной скорости, и к моменту начала перекладки самолета в левый крен достигли 11° (АУАСП срабатывает при углах 13±0,5°). На данном участке полета экипаж применил рекомендованную РЛЭ методику пилотирования с креном и скольжением в сторону работающих двигателей.
    Условия полета не позволяли экипажу компенсировать недостаток тяги полетом со снижением. Произошло дальнейшее падение скорости, возрастание углов атаки и скольжения, что привело в итоге к потере боковой управляемости и сваливанию на высоте 75 м над уровнем препятствий. Вывод самолета из сваливания был невозможен. В процессе падения левый крен достиг более 70°, вертикальная скорость – 25 м/с, угол тангажа - 20°.
    Самолет упал в заболоченный лес между пос. Менделеево и дер. Клушино через 2 минуты 35 секунд после начала аварийной ситуации на удалении 11,4 км от КТА с азимутом 301° (56°01’37” СШ, 37°15’37” ВД), разрушился и сгорел. Разброс обломков составил 180х45 м. 79 пассажиров и 10 членов экипажа погибли. Выжившая пассажирка, гражданка Сьерра-Леоне, студентка Киевского респ. базового медучилища, скончалась в реанимации НИИ Скорой помощи им Н.В.Склифосовского 8 июля в 20:00 от серьезных травм и ожогов 60% тела.
    Фактическая погода а/п Шереметьево за 00:30 - облачность 3 балла, слоисто-кучевая 1000 м, 9 баллов верхняя, дымка, видимость 8 км, ветер 140° 2 м/с.
    Исследование систем и агрегатов самолета показало, что следов пожара в воздухе нет. Трубопроводы, агрегаты и соединения отбора воздуха от двигателей не имеют признаков разрушения или негерметичности с утечкой горячего воздуха в количестве, необходимом для срабатывания пожарной сигнализации (на самолетах Ил-62 и Ил-62М с 1975 по 1982 гг зафиксировано 9 таких случаев).
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 10 10
Пассажиры 80 80
На земле   0
Всего погибших 90


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП отказ техники, недостатки в конструкции
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-62М
Регистрационный номер (id) ВС СССР-86513
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 21.11.1980
Заводской номер ВС 4037536
Наработка ВС (часы) 4818
Наработка ВС (циклы) 1139
Силовая установка 0304011212135 0304024701410 0304023801314 030402


Сведения о рейсе

Номер рейса 411
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение ЦУМВС, Шереметьевский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Москва (Шереметьево)
Пункт назначения Дакар
Начальный пункт маршрута Москва (Шереметьево)
Конечный пункт маршрута Фритаун


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Выводы:
    - подготовка и опыт работы экипажа соответствовали требованиям документов МГА;
    - метеорологические условия на взлете, УВД, радиотехническое и аэродромное обеспечение не повлияли на развитие и исход полета;
    - особая ситуация на ВС возникла на 8-й сек. после отрыва самолета от ВПП в результате срабатывания сигнализации пожара в двигателе №1 и его выключения;
    - усложнение ситуации и переход ее в аварийную произошло на 38-й сек. после отрыва самолета от ВПП в результате выключения двигателя №2 из-за сигнала «Пожар» по докладу экипажа.
    Ситуация усложнилась начальным участком полета, малой высотой полета в момент выключения второго двигателя, большой взлетной массой (164514 кг), выпущенными на 30° закрылками, ночным временем и наличием населенных пунктов на траектории полета;
    - переход аварийной ситуации в катастрофическую произошел в результате невозможности полета без потери высоты или скорости при двух работающих двигателях с данной конфигурацией и полетной массой;
    - действия экипажа во время развития события соответствовали требованиям РЛЭ самолета Ил-62М и свидетельствовали о самообладании, выдержке в создавшейся ситуации вплоть до столкновения с землей;
    - рекомендации по пилотированию самолета Ил-62М с двумя отказавшими двигателями на взлете с большой полетной массой в РЛЭ отсутствуют;
    - самолет Ил-62М с данной полетной конфигурацией и взлетной массой на этапе взлета на двух двигателях имеет отрицательный градиент набора;
    - все системы самолета, за исключением сигнализации о пожаре, до момента столкновения с землей были работоспособны.
    Срабатывание пожарной сигнализации произошло вследствие прохождения ложного сигнала. Наиболее вероятными причинами этого могут быть:
    - размещение в одних штепсельных разъемах цепей питания и сигнализации;
    - отсутствие защиты штепсельных разъемов исполнительных блоков от попадания влаги;
    - нестабильность порога срабатывания исполнительных блоков;
    - отклонения от документации при монтаже датчиков и цепей пожарной сигнализации, а также понижение сопротивления изоляции цепей датчиков в процессе эксплуатации.
    Ввиду практически полного уничтожения систем сигнализации при пожаре на земле установить конкретное место и причину отказа не представилось возможным.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: Причиной катастрофы самолета Ил-62М явился отказ пожарной сигнализации из-за конструктивно-производственных недостатков с выдачей экипажу информации о пожаре, что привело к необходимости последовательного выключения двух двигателей на взлете, в соответствии с требованиями РЛЭ, и невозможностью продолжения полета в данных условиях.
   
   
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации


Фотографии

  






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.