Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Тюменского УГА близ Тобольска
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  09 июня 1988 г.
Время:  17:56
Страна:  СССР
Место происшествия:  Тюменская область, 15 северо-восточнее а/п Тобольск
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-70121
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Тюменское УГА, 1-й Тюменский ОАО
 


Описание
    Экипаж 1 летного отряда 1-го Тюменского ОАО выполнял транспортно-связной полет по маршруту Ханты-Мансийск - Ишим с пролетом а/п Тобольск. Коммерческая загрузка на борту отсутствовала.
    Прогноз погоды по маршруту с 16:20 до 19:30 мск предусматривал: тыл циклона, ветер на высоте 100-500 м 40° 30 км/ч, видимость 3000 м, ливневый дождь, облачность 6 баллов раз.-дожд. 200 м, 6 баллов сл.-куч. 500 м, умеренная турбулентность, во 2-й половине маршрута - 6 баллов куч.-дожд. 500 м, 5 баллов раз.-дожд. 200 м.
    Взлет в а/п Ханты-Мансийск произведен в 16:32. В 17:32 экипаж доложил диспетчеру МДП Тобольска вход в зону и сообщил расчетное время пролета траверза а/п Тобольск. Диспетчер дал указание следовать на контрольную точку Черкашино на высоте 250 м по минимальному приведенному давлению 746 мм рт.ст.
    В 17:48 экипаж, находясь в 7 км от Черкашино, левее оси маршрута 4,5 км, чем грубо нарушил требования п.7.5.1 НПП ГА-85, запросил разрешение о переходе на связь с диспетчером ДПП Тобольска. Перейдя на связь с ДПП, экипаж, в нарушение п.4.3.1 Правил и фразеологии радиообмена, не сообщил пролет контрольной точки Черкашино. Диспетчер ДПП, имея фактическую погоду а/п Тобольск за 17:20 (НГО=340 м), в нарушение п.6.2.5.3. НСД ГА-81, ИПП а/п Тобольск и Технологии работы диспетчера, разрешил экипажу полет по ПВП на высоте 250 м. На протяжении всего полета ВС в зоне ответственности диспетчер ДПП не уточнял по докладу экипажа места самолета, не контролировал вход в зону взлета и посадки по радиопеленгатору и не указал маршрут следования. В 17:51 диспетчер ДПП получил информацию о снижении НГО на аэродроме до 200 м, но, в нарушении ИПП, не информировал об этом экипаж и не дал команду занять высоту 100 м.
    В 17:55:15 экипаж, на удалении 17,5 км вместо определенного ИПП удаления 10 км, доложил диспетчеру вход в круг и запросил пролет ДПРМ на высоте 250 м. Диспетчер разрешил вход в круг и не информировал экипаж о радиопеленге, хотя разница в пеленгах между расчетной точкой входа в круг и точкой доклада экипажа составляла 16°.
    Следуя с отклонением от установленного маршрута, в подоблачном слое моросящих осадков, самолет (за 28 сек. до столкновения с препятствием) попал в неблагоприятные местные погодные условия с резким ухудшением видимости, обусловленные наличием в этом районе ТЭЦ. По данным опроса свидетелей, с северной и западной стороны трубы Тобольской ТЭЦ закрывались парами от градирен, в результате чего при полете в условиях моросящих осадков увидеть трубу на безопасном расстоянии и принять меры по ее обходу было крайне затруднительно. В нарушение требований НАС ГА-66, светоограждение трубы в момент происшествия, при наличии низкой облачности и ухудшенной видимости, не было включено.
    Следуя в условиях полета, не соответствующих ПВП, самолет на высоте 191 м от поверхности земли правой полукоробкой крыльев столкнулся с ограждением смотровой площадки трубы ТЭЦ. При ударе правая полукоробка крыльев разрушилась. Самолет, пролетев с правым креном и разворотом 40-50 м, перешел на пикирование и через 5-7 секунд после столкновения с препятствием столкнулся с землей в 300 м от трубы с углом пикирования 70-80°, полностью разрушился и сгорел. Экипаж погиб. Катастрофа произошла в 17:56 в 15 км с азимутом 220° от а/п Тобольск.
    Фактическая погода а/п Тобольск за 17:50 - ветер на кругу 260° 15 м/с, видимость 5000 м, дымка, дождь, облачность 10 баллов сл.-дожд., раз.-дожд. 200 м.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-70121
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 06.05.1972
Заводской номер ВС 1G136-47
Наработка ВС (часы) 18427
Наработка ВС (циклы) 8148
Силовая установка К 1624148


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Тюменское УГА, 1-й Тюменский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Ханты-Мансийск
Пункт назначения Ишим
Начальный пункт маршрута Ханты-Мансийск
Конечный пункт маршрута Ишим


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы явилось нарушение экипажем требований п.7.5.1 НПП ГА-85, связанное с уклонением ВС от заданного маршрута и последующим непреднамеренным входом в условия, исключающие видимость трубы ТЭЦ, из-за местных погодных условий, создающихся в данном районе.
    Катастрофе способствовало нарушение диспетчером ДПП а/п Тобольск п.3.4 ИПП а/п Тобольск, выразившееся в выдаче экипажу разрешения на занятие высоты 250 м по минимальному приведенному давлению при фактической высоте НГО 200 м.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.