Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Дальневосточного УГА в Аяно-Майском р-не Хабаровского края
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  21 сентября 1988 г.
Время:  10:03
Страна:  СССР
Место происшествия:  Хабаровский край, Аяно-Майский район, 10 км восточнее п/п Айыкан
Тип ВС:  Ан-2ТП
Регистрация ВС:  СССР-70848
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Дальневосточное УГА, Николаевский ОАО
 


Описание
    Экипаж 144 летного отряда выполнял транспортно-связной полет по перевозке груза дизельного топлива весом 1 100 кг для артели старателей «Амур» по маршруту п/п Белькачи - река Малый Аим - п/п Айыкан. Взлет с п/п Белькачи произведен в 01:51 мск (08:51 местного времени). Расчетное время посадки на п/п Айыкан в 02:55. На последнем участке маршрута экипаж самолета, следуя по ПВП на высоте 1 200 м по приведенному давлению 755 мм рт.ст., вошел в облачность, безопасного эшелона полета по ППП не занял. В облаках экипаж пролетел пункт назначения Айыкан и занял высоту 1 350 м для возврата в Белькачи. Через 5 минут после занятия высоты 1 350 м экипаж приступил к снижению и в 03:03 мск столкнулся с восточным склоном горы с отметкой 1 100 м на высоте 1 090 м (58°00’15” СШ, 134°10’09” ВД) в 10 км восточнее п/п Айыкан (120 км с азимутом 290° от а/п Нелькан). Экипаж погиб. Самолет полностью разрушился и сгорел с 1 по 20 шпангоуты.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2ТП
Регистрационный номер (id) ВС СССР-70848
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 25.09.1970
Заводской номер ВС 1G119-34
Наработка ВС (часы) 9150
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка К 16251125


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Дальневосточное УГА, Николаевский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Белькачи
Пункт назначения Айыкан
Начальный пункт маршрута Белькачи
Конечный пункт маршрута Айыкан


Подробные сведения

Описание развития аварийной ситуации     Полеты в Аяно-Майском районе проводились с 16 сентября с базированием на посадочной площадке Белькачи (Якутская АССР), являющейся базой снабжения артели «Амур». В день происшествия полеты с п/п Белькачи на п/п Айыкан производились тремя самолетами Ан-2: №35056 - взлет в 01:50, №70848 - взлет в 01:51 и №35040 - взлет в 01:55.
    Груз дизельного топлива на борту Ан-2 №70848 находился в одной емкости, представлявшей собой бак диаметром 130 см, высотой 90 см, из листовой стали толщиной 3мм. Полетный вес и центровка не выходили за установленные ограничения.
    Прогноз погоды по маршруту с 01:00 до 08:00 предусматривал: ветер 20° 50 км/ч, видимость 5000 м, дымка, ливневый дождь, облачность 10 баллов кучево-дождевая, 1800 м, 3 балла 500 м, 10 баллов средняя, до 05:00 по долинам рек видимость 500 м, туман.
    Прогноз соответствовал ПВП по данному маршруту.
    Фактический ветер, по показаниям экипажей Ан-2 №35056 и 35040, был 300° 40 км/ч. Все три экипажа выполняли полет на высоте 1 200 м по приведенному давлению 755 мм рт.ст. Облачность, по заявлениям экипажей, была 7-8 баллов на высоте 1 500 м. От траверза оз. Энде-Кюель (50 км от пункта вылета) видимость за счет осадков временами ухудшалась до 5 км. При подходе к посадочной площадке экипаж Ан-2 №35056 наблюдал низкую облачность на восточном склоне отметки 1 252 м, в 10 км восточнее-юго-восточнее п/п Айыкан, о чем он информировал другие борта. Экипаж Ан-2 №70848 передал в ответ, что, наверное, будет возвращаться. На запрос о местонахождении он ответил: «Иду в облаках». Экипаж Ан-2 №35056 предупредил КВС Ан-2 №70848 об облачности, прикрывающей горы, и наличии гор выше 1 200 м в этом районе. Затем экипаж Ан-2 №35056 произвел посадку в Айыкане (в 02:46).
    Находясь на прямой, экипаж Ан-2 №35040 дал КВС Ан-2 №70848 аналогичную метеоинформацию. КВС в ответ передал о следовании в облаках и намерении возвращаться. КВС Ан-2 №35040 ему ответил, что правее реки Айыкан погода нормальная, и в 02:51 произвел посадку в Айыкане (полет длился 56 минут).
    Комиссия установила, что около 03:00 вершины ближних к п/п Айыкан с юга и востока гор высотой 1000 м начали закрываться облачностью. Экипаж вертолета Ми-8 №25709 произвел возврат в Нелькан, встретив облачность высотой 1000-1300 м, не соответствующей минимуму трассы. Таким образом, можно сделать вывод, что южнее, юго-восточнее и восточнее площадки Айыкан наблюдалась облачность высотой 900-1100 м. Исходя из этого, можно полагать, что при входе в зону осадков от траверза озера Энде-Кюель экипаж не учел фактического ветра и, следуя расчетным курсом, прошел поворотный пункт Малый Аим (слияние рек Малый Аим и Удахан-Даллым) левее на 20-25 км в 125 км от пункта вылета. Доложенное экипажем время пролета этого пункта в 02:33 соответствует путевой скорости 180 км/ч, в то время как фактическая путевая скорость (по времени полета других бортов) была 200-205 км/ч и фактическое время пролета п.п. Малый Аим должно быть 02:24. Это свидетельствует, что экипаж следовал в условиях хуже установленного минимума и, возможно, в облаках. Встретив облачность, экипаж в нарушение требований НПП ГА-85 не принял решение о возврате, а продолжил полет в пункт назначения.
    После связи с Ан-2 №35056, через 58 минут полета (в 02:49), за 14 минут до конца записи на барографе, экипаж приступил к набору высоты 1350 м, следуя прежним курсом. В 02:51, в момент связи с Ан-2 №35040, самолет находился восточнее посадочной площадки на 15-20 км. В это время он начал выполнять правый разворот для возврата, проходя (по показаниям очевидцев) над приисковым участком Ниж. Бурея. Высоту 1 350 м экипаж набрал через 5 минут. Затем 5 минут самолет находился в горизонтальном полете, после чего в течение 4 минут снижался с вертикальной скоростью 1-1,5 м/с с МК~330-340°.
    В 03:03, на высоте 1 090 м самолет столкнулся с каменистым, имеющим уклон 8°, склоном горы с отметкой 1 100 м. Удар произошел с углом тангажа -3° (угол встречи с землей 11°) левой, а затем правой стойками шасси. Через 4,5 м самолет ударился о склон нижней частью двигателя. От места удара разрушенный самолет переместился на 43 м. Сорванная при ударе с места крепления емкость с топливом, переместившись вперед через пилотскую кабину, остановилась разрушенной в 10 м впереди самолета.
   
   
   
Описание выявленных причин АП     По заключению комиссии, отказов материальной части самолета, обледенения и смещения груза в полете не было.
    Комиссия считает, что наиболее вероятной причиной снижения экипажа не только ниже безопасной высоты для ППП, но и для ПВП, стало следующее: получив информацию от экипажа Ан-2 №35040, что правее р. Айыкан погода нормальная и его фактическое время полета 56 минут, КВС понял, что уже пролетел Айыкан и начал набор высоты, опасаясь превышения 1 252 м по курсу полета. Заняв высоту 1 350 м, он развернулся на 338° и, пройдя с этим магнитным курсом 5 минут, посчитал, что вышел в район понижения рельефа и принял решение на снижение с целью выхода на визуальный полет и посадки в Айыкане.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы явилось нарушение экипажем ПВП, выразившееся в продолжении полета в облачности на высоте ниже безопасной, снижении в горной местности при незнании своего местонахождения, в результате чего произошло столкновение со склоном горы.
    Количество метеопостов и организация получения фактической погоды от имеющихся метеопостов и бортовой погоды на АМСГ Николаевска-на-Амуре не позволяет обеспечивать качественное метеообеспечение полетов в Аяно-Майском районе.
    Отсутствие в НПП ГА-85 требований по использованию экипажами ВС ориентировочных прогнозов погоды (кроме вылетов по санзаданиям) способствует двоякому толкованию о возможности их использования при авиационных работах. Отсутствие автономных автоматических средств навигации не позволяет улучшить обеспечение полетов в горной малонаселенной местности.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.