Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Як-40 а/к АзАл в Гяндже
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  15 мая 1997 г.
Время:  13:05
Страна:  Азербайджан
Место происшествия:  Гянджа
Тип ВС:  Як-40
Регистрация ВС:  4K-87504
Авиакомпания:  Azerbaijan Airlines
 


Описание
    Экипаж выполнял учебно-тренировочный полет по кругу днем в ПМУ с целью получения допуска к полетам пилотов, закончивших обучение в национальной академии авиации. Было выполнено 4 полета (три с посадкой, один с уходом на второй круг). После доклада о выполнении 4-го разворота самолет резко перешел на пикирование, столкнулся с землей в 176 м от ДПРМ (5 160 м от торца ВПП) и в 93 м левее предпосадочной прямой, полностью разрушился и сгорел. Находившиеся на борту 6 членов экипажа (проверяющий-командир АО, КВС, бортмеханик и 3 вторых пилота) погибли. В момент столкновения с землей на пустыре в жилом районе города самолет имел угол тангажа на пикирование 70 град. и находился в посадочной конфигурации (шасси выпущены, закрылки на 35 град, стабилизатор в положении +1,2-1,5 град. При осмотре стационарных кислородных баллонов, расположенных в техотсеке слева в районе шпаноутов 31-33, были обнаружены два пулевых отверстия. Попадание пуль в баллоны с кислородом, находившимся в них под давлением, привели к возникновению пожара. Развитие пожара носило стремительный характер с распространением в пассажирский салон и хвостовую часть фюзеляжа. Самолет потерял продольную управляемость. Было установлено, что в районе 4-го разворота расположен полигон для стрельб, на котором этим днем проводила стрельбы группа азербайджанских военнослужащих. Возвращавшиеся по шоссе с полигона в казарму солдаты развлекались стрельбой из автоматов по дорожным знакам. Кто-то из них произвел выстрелы в сторону появившегося самолета Як-40, который в это момент выполнял 4-ый разворот с правым креном на высоте круга.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 6 6
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 6


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП незаконное вмешательство в деятельность авиации
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Як-40
Регистрационный номер (id) ВС 4K-87504
Государство регистрации ВС Азербайджан
Дата выпуска ВС 1975
Заводской номер ВС 9510640
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Авиакомпания Azerbaijan Airlines
Государство регистрации авиакомпании Азербайджан
Пункт вылета Гянджа
Пункт назначения Гянджа
Начальный пункт маршрута Гянджа
Конечный пункт маршрута Гянджа


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Катастрофа произошла вследствие потери продольной управляемости в процессе захода на посадку и последующего столкновения с землей со значительным углом тангажа на пикирование в результате возникновения и скоротечного развития на борту пожара высокой интенсивности, обусловленного огнестрельным повреждением стационарных кислородных баллонов в зоне расположения элементов топливной, гидравлической и электрической систем.
    Потеря продольной управляемости с последующим переходом в резкое пикирование была вызвана одним из нижеперечисленных факторов или их сочетанием:
    - потерей работоспособности экипажа из-за воздействия высокой температуры и токсичных продуктов горения;
    - нарушением кинематической цепи продольного управления в зоне пожара в процессе выполняемого экипажем экстренного снижения для производства вынужденной посадки.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.