Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа мозамбикского Ту-134 в Драконовых горах. Гибель Самора Машела.
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  19 октября 1986 г.
Время:  19:21
Страна:  Южно-Африканская республика
Место происшествия:  в районе Коматипурта, Мбузини
Тип ВС:  Ту-134А-3
Регистрация ВС:  C9-CAA
Авиакомпания:  Государственная авиакомпания Мозамбика
 


Описание
    Самолет выполнял транспортно-связной рейс и перевозил Президента республики Мозамбик Самора Машела и группу сопровождающих его лиц. Обслуживал рейс экипаж "Аэрофлота", временно откомандированный в Мозамбик.
    После прохода точки КУРЛА, в процессе снижения экипаж Ту-134 произвел поворот на посадочный курс за 10 минут до точки, предусмотренной схемой и примерно в 80 км. от нее. Новый курс вел по направлению к границе Мозамбика и ЮАР, проходящей по горной местности (Драконовы горы). Причины такой ошибки экипажа достоверно не установлены.
   
    Бортовые средства радиосвязи на протяжении всего полета работали нормально. Практически, связь борта с диспетчером а/п Мапуту поддерживалась до момента удара самолета о землю. Автоматическая курсовая система самолета точно выдерживала заданный экипажем курс. Произведенная в институте НЭЦ АУВД в Москве проверка блоков системы Курс-МП-2 показала их полную работоспособность и соответствие ТУ, и это после удара их о землю. Обзорный радиолокатор "Гроза" в этом полете экипажем не использовался. По положению рукояток на пульте управления р/л "Гроза" не был включен. Все системы самолета, двигателя, система управления самолетом, все системы электроснабжения также были исправны.
    На сигнал системы сигнализации опасного сближения с землей (ССОС) (с 19.21.01 по 19.21.32) КВС отреагировал "Во зараза!" и несколько увеличил скорость для снижения (с 2,6 м/с до 3 м/с). Штурман все это время докладывал удаление до мнимого а/п, чем совершенно путал КВС и 2-го пилота ("25 - 30 км, где-то 18 - 20 км осталось").
    Самолет ударился о твердый скальный грунт горы в полетной конфигурации: шасси убрано, закрылки убраны, стабилизатор в положении "Полет". В катастрофе погибли 34 человека, в том числе - Президент Машел. Из экипажа выжил только бортинженер, которого в тяжелом состоянии доставили в одну из больниц ЮАР.
   
    Существуют документально не подтвержденные предположения, что причиной ошибки в ориентировании могла стать диверсия, проведенная спецслужбами ЮАР против Самора Машела.
    Когда штурман без доклада КВС изменил курс полета самолета на 38', в сторону горной местности, КВС произнес "Е..., какие-то виражи делает? Не мог на прямую б...", на что штурман ответил: "VOR туда показывает". Экипаж должен был знать, что на протяжении 34 мин. прямого полета, при снижении до высоты круга (474 м) никаких сигналов от штатных маяков VOR, требующих изменения маршрута полета, быть не может.
    По словам южноафриканского журналиста Жака Дю-При, пытавшегося самостоятельно расследовать обстоятельства аварии, вполне возможно, что где-то в районе Мбузини был установлен радиомаяк, который посылал в эфир ложные сигналы. Эти сигналы и сбили с толку опытных советских пилотов. Дю-При разговаривал с местными крестьянами, первыми оказавшимися на месте катастрофы. В своих рассказах они упоминали о военной палатке, разбитой на горе, в которую врезался самолет.
    Передвижной маяк VOR существует и вполне может быть использован в качестве "диверсионного". Его производила фирма "Нортроп" - Вилкокс (США) модель 531. Маяк установлен на автоприцеп и весит (в сумме) 2250 кг.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 9 8
Пассажиры 35 26
На земле   0
Всего погибших 34


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ту-134А-3
Регистрационный номер (id) ВС C9-CAA
Государство регистрации ВС Мозамбик
Дата выпуска ВС 1980
Заводской номер ВС 63457 (?)
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Чартерный пассажирский
Авиакомпания Государственная авиакомпания Мозамбика
Государство регистрации авиакомпании Мозамбик
Пункт вылета Мбала
Пункт назначения Мапуту
Начальный пункт маршрута Лусака
Конечный пункт маршрута Мапуту


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации Книга Л.Л.Селякова






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.