Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2Р Латвийского РПО ГА в Салдусе
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  13 июня 1981 г.
Время:  09:51
Страна:  СССР
Место происшествия:  Латвийская ССР, Салдус
Тип ВС:  Ан-2Р
Регистрация ВС:  CCCP-07712
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Латвийское РПО ГА
 


Описание
    Экипаж 342 летного отряда выполнял АХР по рассеву минеральных удобрений (аммиачной селитры) с оперативной точки - аэродрома Салдус. На 6-м полете в день происшествия взлет произведен в 09:50 мск в юго-западном направлении. После взлета и выполнения спаренных первого и второго левых разворотов экипаж следовал к обрабатываемому участку. По показаниям свидетелей, в горизонтальном полете в районе железнодорожного вокзала Салдуса (на траверзе ИВПП) начались перебои в работе двигателя, что, вероятно, заставило экипаж принять решение на выполнение вынужденной посадки на аэродроме с курсом взлета или на поле, указанном в инструкции по производству полетов в качестве запасной площадки. После выполнения отворота влево с креном более 30°, в связи с наличием попутного ветра, нахождением на борту 1150 кг минеральных удобрений и резкого ухудшения аэродинамических качеств самолета произошла потеря около 25 м высоты, что не позволило экипажу пройти над препятствиями (резервуарами нефтебазы г. Салдус) и выполнить посадку на находящееся за нефтебазой картофельное поле. Самолет с креном 60° задел нижней плоскостью за ограждение на крыше резервуара №34. После удара об ограждение произошел удар о крышу резервуара (на высоте 15 м от земли) левой нижней плоскостью и левым колесом. При этом левое нижнее крыло было сломано. Самолет развернуло влево и за счет оставшейся поступательной скорости ударило колесами шасси, правой полукоробкой крыльев, силовой установкой и фюзеляжем о боковую стенку верхней части соседнего резервуара №39, заполненного печным топливом. При ударе самолет взорвался, упал на землю рядом с резервуром №39, разрушился и сгорел. В момент удара и при пожаре на земле взорвались корневой и средний топливный баки правой группы и корневой бак левой группы. Пожарные подразделения прибыли на место и приступили к тушению пожара через 6 минут, пожар был ликвидирован за 16 минут. Обломки самолета разбросаны на площади 40х23 м. Часть верхней правой плоскости оторвалась и осталась на верхней части резервуара №39, который получил значительные повреждения, разлива и возгорания топлива из него не произошло. Фюзеляж самолета полностью сгорел по 23 шпангоут. Катастрофа произошла в 09:51.
    После последнего технического обслуживания по форме Ф-1, проведенного 27 мая, наработка самолета составила 52 часа.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2Р
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-07712
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 31.07.1974
Заводской номер ВС 1G158-32
Наработка ВС (часы) 3801
Наработка ВС (циклы) 15340
Силовая установка К 1616906


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Авиахимработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Латвийское РПО ГА
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Салдус
Пункт назначения Салдус
Начальный пункт маршрута Салдус
Конечный пункт маршрута Салдус


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Двигатель был направлен на исследование в ГосНИИ ЭРАТ ГА, где установлено разрушение поршневых колец №3 в цилиндрах №7 и 9 и поршневого кольца №4 в цилиндре №6. Причиной разрушения газоуплотнительного кольца №3 поршня №9 явилось снижение прочности из-за дефекта в микроструктуре его материала. Разрушение маслосбрасывающего кольца №4 поршня №6 и газоуплотнительного кольца №3 поршня №7 могло быть обусловлено износом боковых поверхностей канавок поршней, в которых они находились. Разрушенные кольца покрыты нагаром и имеют засветление в районе изломов, что свидетельствует о длительной работе двигателя с поломанными кольцами.
    4-х ходовой бензокран, карбюратор АКМ-62ИР, топливный насос БНК-12 с приводом и маслонасос МШ-8М с центрифугой ТЦМ-25, по заключению ГосНИИ ЭРАТ ГА, до момента АП находились в работоспособном состоянии.
    При ударе о стенку резервуара лопасти воздушного винта были погнуты, но при этом на их передних и задних кромках отсутствуют забоины, что говорит о возможной остановке двигателя.
    При осмотре свечей СД-48БСМ установлено замасливание передних свечей цилиндров №5,6,7,8. При проверке на заводе №420 ГА под руководством ГосНИИ ГА свечи цилиндров №1,2,7,9 на искрообразование не работали, свеча цилиндра №3 работала с перебоями. При дополнительном их исследовании в ГосНИИ ЭРАТ ГА установлено, что четыре свечи работоспособны, одна нет (из-за загрязнения электродов и камеры смолистыми отложениями).
    При вышеуказанных неисправностях деталей ЦПГ и системы зажигания возможны перебои в работе двигателя с потерей мощности.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Исходя из выводов комиссии, произведенных исследований двигателя и его агрегатов на заводе №420 ГА и в ГосНИИ ЭРАТ ГА, наиболее вероятной причиной перебоев в работе или тряски двигателя мог явиться отказ свечей зажигания вследствие их замасливания из-за возможного кратковременного схождения стыка поршневых колец вследствие их разрушения в группе цилиндров №6,7 и 9.
    Заключение: истинную причину катастрофы установить не представилось возможным из-за сильного разрушения планера, силовой установки и систем, обеспечивающих ее работоспособность, пожара и отсутствия объективной информации о развитии аварийной ситуации.
    Наиболее вероятной причиной АП мог явиться частичный отказ двигателя АШ-62ИР и ошибочные действия экипажа при выполнении вынужденной посадки.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.