Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-10 ШВЛП ГА близ а/п Кишинев
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  15 мая 1970 г.
Время:  11:49
Страна:  СССР
Место происшествия:  Молдавская ССР, близ Кишинева
Тип ВС:  Ан-10
Регистрация ВС:  СССР-11149
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  ШВЛП ГА
 


Описание
    Экипаж летчиков-инструкторов и слушатели ШВЛП ГА прибыли в а/п Кишинева из Ульяновска 13 мая для учебных полетов в соответствии с КУЛП Ан-10. 15 мая взлет был произведен в 05:04. Были выполнены 7 полетов по прямоугольному маршруту. В 09:00 экипаж продолжил выполнение полетов. Задание №2 предусматривало вывозные полеты по прямоугольному маршруту днем, задание №3 – полеты по ППП с использованием РТС, задание №4 – заход и расчет на посадку при последовательном выключении двух двигателей на одной стороне крыла. Задание №4 по программе должно было выполняться в а/п Одесса, имеющем ВПП большей длины.
    В 11:34 КВС-инструктор, занявший правое сиденье, запросил разрешение на взлет (МКвзл=274°) и заход на посадку на двух двигателях с учебной целью. На левом сиденье находился пилот-слушатель. Диспетчер СДП уточнил: «Все заходы на двух дополнительно» и разрешил взлет. Экипаж подтвердил получение и произвел взлет.
    В наборе высоты до первого разворота воздушный винт СУ №4 был зафлюгирован. Третий разворот был выполнен по команде с земли, несколько позже. В результате, после четвертого разворота самолет был на удалении 21 км от ВПП вместо предусмотренных схемой захода 16 км.
    Войдя в глиссаду, КВС-инструктор доложил: «вошел в глиссаду, шасси выпустил, к посадке готов», и получил разрешение на посадку. При этом полет выполнялся с двумя выключенными двигателями на одной плоскости крыла. До БПРМ полет проходил без видимых отклонений. После пролета БПРМ самолет с незначительным правым креном и снижением уклонился от оси ВПП вправо на 10-15°. В дальнейшем, убрав крен и прекратив снижение, уклоняясь вправо в сторону выключенных двигателей с выпущенными шасси и закрылками на 22°, на двух работающих двигателях, самолет прошел правее СДП (на расстоянии 150 м правее ВПП). Перед пролетом СДП КВС-инструктор доложил: «ушли на второй круг». На запрос диспетчера «что-то у вас страшновато», он ответил: «ничего, нормально». Диспетчер предупредил: «на низкой высоте уходите». Самолет с двумя работающими двигателями, выпущенными шасси и отклоненными закрылками продолжал уклоняться вправо, перешел в незначительный набор высоты, а затем с увеличивающимся правым креном перешел в снижение и в 11:49 столкнулся с землей на удалении 1 850 м правее оси ВПП. Докладов с борта о выключении двигателей №4 и 3 не было. При столкновении с землей правый крен достигал до 90°. Фактическая погода на момент ЛП: облачность 9/4 балла высотой 1 000 м, кучевая, видимость 10 км, ветер 310° 8-11 м/с, температура воздуха 15°С, давление 748 мм рт.ст.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 11 11
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 11


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета уход на второй круг
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-10
Регистрационный номер (id) ВС СССР-11149
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 16.01.1959
Заводской номер ВС 9400802
Наработка ВС (часы) 4641
Наработка ВС (циклы) 11820
Силовая установка Н2134119 Н2214106 С2134146 С2314098


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение ШВЛП ГА
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Кишинев
Пункт назначения Кишинев
Начальный пункт маршрута Кишинев
Конечный пункт маршрута Кишинев


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Причиной ухода на второй круг явилось исправление экипажем расчета на посадку путем увеличения работы двигателей. При этом был допущен крен в сторону неработающих двигателей, что вызвало отклонение вправо от посадочной прямой, чему также способствовала турбулентность воздуха (нисходящие потоки в районе БПРМ), о чем свидетельствуют показания других экипажей. В момент принятия решения об уходе на второй круг скорость 250 км/ч и высота 100 м были ниже рекомендованных РЛЭ, как не обеспечивающие безопасности полета по условиям управляемости на двух двигателях. При полете на предельно малой скорости с креном в сторону неработающих двигателей из-за увеличения режима работы двигателей №1 и 2 до взлетного, пилоты не могли предотвратить дальнейшее развитие крена, что привело к катастрофе. Определив невозможность дальнейшего продолжения полета, экипаж в последний момент принял меры по предотвращению падения самолета на н/п Ревака уменьшением мощности СУ №1 и отворотом вправо.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главная причина ЛП: ошибка в технике пилотирования при заходе на посадку и неправильное принятие решения об уходе на второй круг при условиях, не обеспечивающих дальнейшее продолжение полета на двух двигателях.
    Сопутствующие причины: Нарушение КВС-инструктором приказа МГА о невыполнении полетов на двух двигателях на полосы длиной менее 2 500 м и указания КЛО ШВЛП о запрете таких полетов в а/п Кишинев, имеющим длину ВПП 2 000 м. Руководство Кишиневского ОАО не запретило эти полеты прибывшим для выполнения учебных полетов экипажам ШВЛП. Накануне другой экипаж ШВЛП также производил посадку с двумя выключенными двигателями на ВПП а/п Кишинев.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.