|
|
|
Катастрофа Ту-104А Дальневосточного управления ГВФ близ Хабаровска |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 03 сентября 1962 г.
Время: 04:42
Страна: СССР
Место происшествия: Хабаровский край, Нанайский район, 15 км юго-западнее пос. Курун
Тип ВС: Ту-104А
Регистрация ВС: CCCP-42366
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Дальневосточное территориальное управление ГВФ, 202 аорс
Рейс: 03
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 202 авиаотряда реактивных самолетов выполнял рейс №03 по маршруту Москва-Петропавловск-Камчатский. Взлет в Хабаровске произведен ночью в ПМУ в 04:32 местного времени (21:32 2 сентября мск). На борту находились 58 взрослых пассажиров, 21 ребенок и 7 членов экипажа.
Прогноз погоды по маршруту, полученный перед взлетом, предусматривал: облачность 7-10 баллов, слоисто-кучевая, верхняя кромка 8-9 км. Фактическая погода в аэропорту Хабаровск была: облачность 10 баллов, слоистая, высота 60 м, видимость 20 км. Погода не препятствовала выполнению полета.
По указанию диспетчера КДП самолет следовал в наборе высоты до 4 000 м по установленному коридору в направлении на Троицкое. В 21:39 экипаж доложил занятие 4 000 м выше облаков и перешел на связь с ГДРП. Диспетчер ГДРП разрешил занять заданный эшелон 8 000 м. Через 1 минуту 37 сек. КВС вызвал ГДРП и дважды доложил: «Бросило!». Затем последовало тревожное сообщение: «Трясет!» и «Бросило сильно на крыло!». Самолет в этот момент находился на высоте 4 500 м. Тревожные передачи с борта продолжались в течение 36 сек. Затем отметка самолета исчезла с индикатора радиолокатора. Сзади с интервалом 4 минуты следовал самолет Ан-10 №11195. Его экипаж увидел сквозь облака сильное красное зарево, которое постепенно погасло.
Самолет был обнаружен полностью разрушенным в болотистой местности на удалении 95,5 км северо-восточнее аэропорта Хабаровск (15 км юго-западнее пос. Курун). На месте катастрофы осталась заполненная водой воронка. Разброс обломков составил 200х70х80 м. Столкновение с землей произошло под углом 50-60° с углом тангажа 10-20° с небольшим левым креном.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
7 |
7 |
Пассажиры |
79 |
79 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
набор высоты |
Установленные причины АП |
причины неизвестны |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ту-104А |
Регистрационный номер (id) ВС |
CCCP-42366 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
27.09.1958 |
Заводской номер ВС |
86601103 |
Наработка ВС (часы) |
4426 |
Наработка ВС (циклы) |
1760 |
Силовая установка |
5210157 5210070 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
03 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Дальневосточное территориальное управление ГВФ, 202 аорс |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Хабаровск (Новый) |
Пункт назначения |
Петропавловск-Камчатский (Елизово) |
Начальный пункт маршрута |
Москва (Внуково) |
Конечный пункт маршрута |
Петропавловск-Камчатский (Елизово) |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Комиссия не смогла установить причину катастрофы.
Техническая комиссия по результатам проведенных испытаний сделала следующее заключение:
Непреднамеренное включение автопилота АП-5-2 при существующих регулировках рулевых машинок в условиях рейсового полета при запаздывании вмешательства летчика может создать аварийную обстановку, особенно в СМУ и ночью. Также может привести к аварийной ситуации непреднамеренное включение электроуправления триммером руля высоты, а также триммера элеронов (значительно менее опасно, чем включение триммера РВ). Непреднамеренный уход триммера руля направления к аварийной ситуации не приводит, хотя и усложняет пилотирование самолета. Отклонение руля высоты после непреднамеренного включения АП-5-2 с последующей балансировкой самолета триммером и отключение автопилота могут привести к возникновению аварийной ситуации в полете.
В то же время гражданская комиссия не имела доступа к материалам, составляющим военную тайну. По неофициальной информации самолет мог быть поражен ракетой, выпущенной по цели на военном полигоне Литовко. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|