Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ту-104А Дальневосточного управления ГВФ близ Хабаровска
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  03 сентября 1962 г.
Время:  04:42
Страна:  СССР
Место происшествия:  Хабаровский край, Нанайский район, 15 км юго-западнее пос. Курун
Тип ВС:  Ту-104А
Регистрация ВС:  CCCP-42366
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Дальневосточное территориальное управление ГВФ, 202 АОРС
Рейс:  03
 


Описание
    Экипаж 202 авиаотряда реактивных самолетов выполнял рейс №03 по маршруту Москва-Петропавловск-Камчатский. Взлет в Хабаровске произведен ночью в ПМУ в 04:32 местного времени (21:32 2 сентября мск). На борту находились 58 взрослых пассажиров, 21 ребенок и 7 членов экипажа.
    Прогноз погоды по маршруту, полученный перед взлетом, предусматривал: облачность 7-10 баллов, слоисто-кучевая, верхняя кромка 8-9 км. Фактическая погода в аэропорту Хабаровск была: облачность 10 баллов, слоистая, высота 60 м, видимость 20 км. Погода не препятствовала выполнению полета.
    По указанию диспетчера КДП самолет следовал в наборе высоты до 4 000 м по установленному коридору в направлении на Троицкое. В 21:39 экипаж доложил занятие 4 000 м выше облаков и перешел на связь с ГДРП. Диспетчер ГДРП разрешил занять заданный эшелон 8 000 м. Через 1 минуту 37 сек. КВС вызвал ГДРП и дважды доложил: «Бросило!». Затем последовало тревожное сообщение: «Трясет!» и «Бросило сильно на крыло!». Самолет в этот момент находился на высоте 4 500 м. Тревожные передачи с борта продолжались в течение 36 сек. Затем отметка самолета исчезла с индикатора радиолокатора. Сзади с интервалом 4 минуты следовал самолет Ан-10 №11195. Его экипаж увидел сквозь облака сильное красное зарево, которое постепенно погасло.
    Самолет был обнаружен полностью разрушенным в болотистой местности на удалении 95,5 км северо-восточнее аэропорта Хабаровск (15 км юго-западнее пос. Курун). На месте катастрофы осталась заполненная водой воронка. Разброс обломков составил 200х70х80 м. Столкновение с землей произошло под углом 50-60° с углом тангажа 10-20° с небольшим левым креном.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 7 7
Пассажиры 79 79
На земле   0
Всего погибших 86


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП причины неизвестны
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ту-104А
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-42366
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 27.09.1958
Заводской номер ВС 86601103
Наработка ВС (часы) 4426
Наработка ВС (циклы) 1760
Силовая установка 5210157 5210070


Сведения о рейсе

Номер рейса 03
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Дальневосточное территориальное управление ГВФ, 202 АОРС
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Хабаровск (Новый)
Пункт назначения Петропавловск-Камчатский (Елизово)
Начальный пункт маршрута Москва (Внуково)
Конечный пункт маршрута Петропавловск-Камчатский (Елизово)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Комиссия не смогла установить причину катастрофы.
    Техническая комиссия по результатам проведенных испытаний сделала следующее заключение:
    Непреднамеренное включение автопилота АП-5-2 при существующих регулировках рулевых машинок в условиях рейсового полета при запаздывании вмешательства летчика может создать аварийную обстановку, особенно в СМУ и ночью. Также может привести к аварийной ситуации непреднамеренное включение электроуправления триммером руля высоты, а также триммера элеронов (значительно менее опасно, чем включение триммера РВ). Непреднамеренный уход триммера руля направления к аварийной ситуации не приводит, хотя и усложняет пилотирование самолета. Отклонение руля высоты после непреднамеренного включения АП-5-2 с последующей балансировкой самолета триммером и отключение автопилота могут привести к возникновению аварийной ситуации в полете.
    В то же время гражданская комиссия не имела доступа к материалам, составляющим военную тайну. По неофициальной информации самолет мог быть поражен ракетой, выпущенной по цели на военном полигоне Литовко.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.