Экипаж 145 авиаотряда ДВУ ГВФ выполнял задания по обслуживанию геологической экспедиции с а/д Картун. 18 ноября был доставлен груз экспедиции из п. Богуславка, расположенного недалеко от а/д Картун, в Березовое, откуда вертолет должен был возвратиться на а/д Картун. Общее расстояние туда и обратно составляет 260 км.
Обратный полет выполнялся без загрузки. Во второй половине обратного маршрута, на высоте 300 м, при переходе из режима горизонтального полета на планирование при скорости 160-170 км/ч мотор вертолета остановился из-за прекращения подачи горючего. Пилот произвел вынужденную посадку на лес в 2 км от а/д Картун.
После происшествия из бензобака слито 120 литров горючего, что свидетельствует о нарушении пилотом приказа №029-55 г., которым установлен минимальный навигационный запас горючего для вертолетов Ми-4 на 30 минут полета с учетом невырабатываемого остатка 50 литров. Пилот нарушил также §29 временной инструкции по летной эксплуатации вертолета Ми-4, производя моторное планирование на скорости 160-170 км/ч вместо рекомендованной скорости 120 км/ч, что и привело к остановке мотора при наличии в баке 120 литров горючего. Вследствие конструктивных особенностей бензобака невырабатываемый остаток горючего на вертолете Ми-4 зависит от скорости полета, а, стало быть, от угла наклона фюзеляжа, и резко возрастает с увеличением отрицательного угла наклона. При угле наклона -2° невырабатываемый остаток составляет 45 литров, а при угле -4° уже более 100 литров. Об этой особенности не было дано предупреждение летному составу.
|