16 апреля 1958 г молодой пилот 178 авиаотряда Таджикской ОАГ ГВФ был выпущен в полет по маршруту Сталинабад – Дангара – Куляб и обратно с целью перевозки пассажиров.
С 07:30 до 13:30 по району полетов предусматривалось: облачность 6-9 баллов кучево-дождевая высотой 1500-2000 м с отдельными полосами понижения облачности до 1000 м от уровня а/п Сталинабад, кратковременные дожди, видимость 4-10 км, горы в осадках, ветер юго-западный 20-30 км/ч.
По а/д Сталинабад с 09:00 до 12:00: облачность 7-10 кучево-дождевая высотой 1500-2000 м, временами дождь, видимость более 10 км, в конце срока грозы. Горы в осадках, ветер юго-западный 4-7 м/с.
Анализируя этот прогноз погоды, предусматривающий на отдельных участках маршрута высоту облачности ниже установленной для данной трассы (1400 м), а также наличие осадков в горах и ожидание грозы в районе Сталинабада, руководивший в день происшествия полетами командир 186 отряда обязан был запретить выпуск молодого пилота, тем более, что он не имел достаточного опыта в летной работе (общий налет около 400 часов, на Як-12 около 200 часов). Однако, руководствуясь только данными о фактической погоде, полученной от экипажа ранее летавшего в том же направлении самолета Ан-2, командир 186 отряда дал указание о выпуске пилота. Получив от экипажа Ан-2 более благоприятную погоду по сравнению с имеющимся прогнозом, он не потребовал от синоптиков уточнения прогноза и, игнорируя предусматриваемое им ухудшение погоды в районе Сталинабада и на отдельных участках, не дал пилоту указаний о вылете в обратный рейс из Куляба только с разрешения РДС, после уточнения прогноза погоды.
Прибыв в Куляб, пилот взял трех пассажиров и в 08:30 вылетел в обратный рейс. Задание на полет предусматривало посадку в Дангаре. Однако диспетчер а/п Куляб, учитывая, что все 3 пассажира следуют до Сталинабада, без разрешения РДС и командования отряда, не уточнив погоду по маршруту, выпустил самолет без посадки в Дангаре. О вылете самолета он в РДС Сталинабада не сообщил.
За время полета самолета погода по трассе и в районе Сталинабада резко ухудшилась и была ниже установленного минимума. В связи с этим а/д Сталинабад был закрыт для приема самолетов. Появление самолета в районе Сталинабада было неожиданным для руководителей аэропорта и отряда, которым было известно, что пилот должен произвести посадку в а/п Дангара, куда было передано указание о закрытии а/п Сталинабад.
В 09:15 самолет вошел в зону АДС Сталинабада. Пилот установил радиосвязь с КДП и доложил, что выполняет полет в осадках при видимости 6-7 км на высоте 2100 м (по давлению 760 мм рт.ст.). Так как аэропорт был закрыт для приема самолетов, диспетчер КДП запросил пилота о наличии горючего с целью направления его на запасные аэродромы Дангара или Яван. Пилот ответил, что осталось 30 кг и до запасного аэропорта он долететь не может. Фактически горючего было гораздо больше и вполне достаточно даже для возвращения в Куляб. Диспетчер КДП, не зная местонахождения самолета, решил принимать его в а/п Сталинабад при погоде ниже минимума. Пилот, также не зная своего местонахождения, продолжал полет в общем направлении на Сталинабад в сложных метеоусловиях в горной местности, уклонился от трассы и в 30 км к северо-востоку от нее самолет столкнулся с горой на высоте 605 м. Пилот и пассажиры погибли.
|