Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Як-12 Таджикской ОАГ ГВФ в районе Сталинабада
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  16 апреля 1958 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Таджикская ССР, район Сталинабада
Тип ВС:  Як-12М
Регистрация ВС:  СССР-К711
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Таджикская отдельная авиагруппа ГВФ, 178 ао
 


Описание
    16 апреля 1958 г молодой пилот 178 авиаотряда Таджикской ОАГ ГВФ был выпущен в полет по маршруту Сталинабад – Дангара – Куляб и обратно с целью перевозки пассажиров.
    С 07:30 до 13:30 по району полетов предусматривалось: облачность 6-9 баллов кучево-дождевая высотой 1500-2000 м с отдельными полосами понижения облачности до 1000 м от уровня а/п Сталинабад, кратковременные дожди, видимость 4-10 км, горы в осадках, ветер юго-западный 20-30 км/ч.
    По а/д Сталинабад с 09:00 до 12:00: облачность 7-10 кучево-дождевая высотой 1500-2000 м, временами дождь, видимость более 10 км, в конце срока грозы. Горы в осадках, ветер юго-западный 4-7 м/с.
    Анализируя этот прогноз погоды, предусматривающий на отдельных участках маршрута высоту облачности ниже установленной для данной трассы (1400 м), а также наличие осадков в горах и ожидание грозы в районе Сталинабада, руководивший в день происшествия полетами командир 186 отряда обязан был запретить выпуск молодого пилота, тем более, что он не имел достаточного опыта в летной работе (общий налет около 400 часов, на Як-12 около 200 часов). Однако, руководствуясь только данными о фактической погоде, полученной от экипажа ранее летавшего в том же направлении самолета Ан-2, командир 186 отряда дал указание о выпуске пилота. Получив от экипажа Ан-2 более благоприятную погоду по сравнению с имеющимся прогнозом, он не потребовал от синоптиков уточнения прогноза и, игнорируя предусматриваемое им ухудшение погоды в районе Сталинабада и на отдельных участках, не дал пилоту указаний о вылете в обратный рейс из Куляба только с разрешения РДС, после уточнения прогноза погоды.
    Прибыв в Куляб, пилот взял трех пассажиров и в 08:30 вылетел в обратный рейс. Задание на полет предусматривало посадку в Дангаре. Однако диспетчер а/п Куляб, учитывая, что все 3 пассажира следуют до Сталинабада, без разрешения РДС и командования отряда, не уточнив погоду по маршруту, выпустил самолет без посадки в Дангаре. О вылете самолета он в РДС Сталинабада не сообщил.
    За время полета самолета погода по трассе и в районе Сталинабада резко ухудшилась и была ниже установленного минимума. В связи с этим а/д Сталинабад был закрыт для приема самолетов. Появление самолета в районе Сталинабада было неожиданным для руководителей аэропорта и отряда, которым было известно, что пилот должен произвести посадку в а/п Дангара, куда было передано указание о закрытии а/п Сталинабад.
    В 09:15 самолет вошел в зону АДС Сталинабада. Пилот установил радиосвязь с КДП и доложил, что выполняет полет в осадках при видимости 6-7 км на высоте 2100 м (по давлению 760 мм рт.ст.). Так как аэропорт был закрыт для приема самолетов, диспетчер КДП запросил пилота о наличии горючего с целью направления его на запасные аэродромы Дангара или Яван. Пилот ответил, что осталось 30 кг и до запасного аэропорта он долететь не может. Фактически горючего было гораздо больше и вполне достаточно даже для возвращения в Куляб. Диспетчер КДП, не зная местонахождения самолета, решил принимать его в а/п Сталинабад при погоде ниже минимума. Пилот, также не зная своего местонахождения, продолжал полет в общем направлении на Сталинабад в сложных метеоусловиях в горной местности, уклонился от трассы и в 30 км к северо-востоку от нее самолет столкнулся с горой на высоте 605 м. Пилот и пассажиры погибли.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 3 3
На земле   0
Всего погибших 4


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Як-12М
Регистрационный номер (id) ВС СССР-К711
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1957
Заводской номер ВС 26510
Наработка ВС (часы) 240
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Таджикская отдельная авиагруппа ГВФ, 178 ао
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Куляб
Пункт назначения Сталинабад
Начальный пункт маршрута Куляб
Конечный пункт маршрута Сталинабад


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причинами катастрофы являются:
    - совершенно неудачная организация приема и выпуска самолетов 16 апреля в 186 отряде и плохое руководство полетом самолета. Диспетчер КДП неграмотно пытался установить местонахождение самолета путем получения от пилота сообщений о характере пролетаемой местности вместо того, чтобы потребовать от пилота использования радиокомпаса. Командир 186 авиаотряда не вмешался в руководство полетом и не отменил ошибочную команду диспетчера;
    - неудовлетворительная подготовка пилота в самолетовождении, без необходимой тренировки и проверки был допущен и.о. командира 178 авиаотряда и командиром АЭ к выполнению производственных полетов. Тренировка в облаках с пилотом не проводилась;
    - нарушение пилотом установленных НПП ГА-51 правил полетов. Встретив на маршруте погоду ниже минимума, он не вернулся своевременно в Дангару или Куляб, а безрассудно продолжал полет в горах в непосильных для себя метеоусловиях и потерял детальную ориентировку, не использовал радиооборудования самолета для контроля пути и выхода на приводную радиостанцию а/п Сталинабад, ложно сообщил диспетчеру об остатке горючего в бензобаках, не доложил диспетчеру о том, что потерял детальную ориентировку и не знает точного местонахождения самолета.
    Способствующей причиной является неоправдавшийся прогноз погоды, выданный АМСГ а/п Сталинабад.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2018, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.