Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8П а/к "Восток" в Хабаровске
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  11 апреля 2018 г.
Время:  11:17
Страна:  Россия
Место происшествия:  Хабаровский край, г. Хабаровск
Тип ВС:  Ми-8П
Регистрация ВС:  RA-24640
Авиакомпания:  Восток
Рейс:  VTK 9211
 


Описание
    Экипаж вертолета Ми-8П (пассажирский вертолет в салонной комплектации) в составе КВС-инструктора, второго пилота и бортмеханика, а также четырех, выполняющих поочередно тренировки, командиров воздушных судов выполнял полеты по кругу посадочной площадки Хабаровск-МВЛ с МКпос=60°, на высоте 150 м по ПВП. Полеты выполнялись по задаче «Тренировочные полеты и посадки с коротким пробегом при одном выключенном (задросселированном) двигателе» с целью тренировки командиров воздушных судов АО «Авиакомпания «Восток» к выполнению полетов в весенне-летний период. Пассажиров и груза на борту не было.
    Первый тренирующийся КВС выполнил один полет по кругу и после посадки вышел из вертолета. В процессе этого полета в районе посадочной площадки началось резкое ухудшение метеоусловий – выпадение осадков в виде дождя и снега. Высота облачности понизилась до 120 м, горизонтальная видимость ухудшилась до 1500 м. В полете возникло обледенение. После посадки КВС-инструктор доложил о наличии обледенения в полете и нецелесообразности дальнейшего выполнения задания. и.о. командира эскадрильи. Однако, пока последний решал вопрос о прекращении выполнения экипажем полетного задания с диспетчером а/п Хабаровск-Новый, место покинувшего вертолет КВС занял второй тренируемый КВС, после чего, в 11:15:06, экипаж произвел взлет по кругу с целью отработки посадки с одним задросселированным двигателем.
    После взлета и разворота на курс, обратный посадочному (240°), экипаж в районе третьего разворота, на высоте около 140 м, попал в облачность с нижней границей около 120 м, ливневыми осадками и ухудшением видимости. Находясь в зоне ухудшенной видимости в ливневых осадках, экипаж не смог установить визуальный контакт с участком автодороги «Восток», проходящим на удалении 150 м от входного торца ВПП 06 перпендикулярно посадочной площадке Хабаровск МВЛ, который использовался экипажем ВС в качестве линейного ориентира при заходе на посадку. Увлекшись визуальным поиском места третьего разворота в условиях ухудшенной видимости, при наличии попутного ветра на высоте 150 м силой 10 - 12 м/с, экипаж начал выполнение разворота на 1600 м дальше установленного места. Попав в метеоусловия, не позволяющие продолжать полет по ПВП, экипаж не перешел на пилотирование по ППП и не набрал безопасную высоту, продолжая попытки визуально определить свое местонахождение.
    Таким образом, в результате отклонения от схемы полета по кругу в условиях ограниченной видимости, началось опасное приближение вертолета к вышке антенны высотой 173 м на территории радиоцентра №1, расположенной на удалении 2130 м от торца ВПП с азимутом 242°. По показаниям очевидцев авиационного происшествия, вышка была наполовину скрыта в облаках, шел сильный снег с дождем, значительно ухудшавший видимость.
    При наличии на борту ВС системы раннего предупреждения приближения земли (СРППЗ) и наличии в ней действующей базы данных о препятствиях в районе полетов звукового предупреждения экипажу о сближении с вышкой не поступало. Наиболее вероятно, это связано с отключением звуковой сигнализации СРППЗ экипажем. ФАП-128 не обязывает экипажи использовать СРППЗ при полетах по ПВП, а в РПП а/к «Восток» не определены условия применения и порядок использования режимов данной системы, что приводит к различному толкованию летным составом порядка ее эксплуатации в полете.
    В 11:17:24 местного времени вертолет столкнулся с вышкой ШВРС на высоте 140 м, на скорости 142 км/ч. Вследствие столкновения ВС с металлоконструкцией мачты из-за ударов лопастями несущего винта по хвостовой балке произошло ее отделение в воздухе. Вертолет потерял управляемость и столкнулся с землей на пустыре в районе улиц Антенная и Хирургическая г. Хабаровска, в 215 м с азимутом 130° от вышки ШВРС, разрушился и сгорел. Находившиеся на борту вертолета три члена экипажа и три тренируемых КВС погибли.
    Попытка выполнения экипажем маневра уклонения от препятствия (энергичное увеличение ОШНВ с 8° до 10,8° и увеличение левого крена до 62°) зафиксирована за 2 секунды до удара.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 6 6
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 6


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета нет данных
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП МАК
Отчет о расследовании https://mak-iac.org/upload/iblock/152/report_ra-24640.pdf


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8П
Регистрационный номер (id) ВС RA-24640
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 31.12.1986
Заводской номер ВС 8635
Наработка ВС (часы) 4973
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка С993111851 С95301076


Сведения о рейсе

Номер рейса VTK 9211
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Авиакомпания Восток
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Хабаровск (МВЛ)
Пункт назначения Хабаровск (МВЛ)
Начальный пункт маршрута Хабаровск (МВЛ)
Конечный пункт маршрута Хабаровск (МВЛ)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы явилось столкновение вертолета Ми-8П RA-24640 с вышкой ШВРС на высоте 150 м при выполнении захода на посадку в условиях ухудшенной видимости из-за выпадения ливневых осадков в виде дождя и снега, что привело к разрушению конструкции ВС и его падению.
    Авиационное происшествие явилось следствием непринятия экипажем своевременного решения о переходе на полет по ППП при ухудшении метеоусловий и наборе безопасной высоты полета с целью исключения столкновения с искусственными препятствиями в районе посадочной площадки.
    Столкновению ВС с вышкой ШВРС способствовало неиспользование экипажем возможностей СРППЗ при выполнении полета по ППП.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации


Фотографии

   






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2018, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.