Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа CL-604 в аэропорту Алма-Аты
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  26 декабря 2007 г.
Время:  03:05
Страна:  Казахстан
Место происшествия:  а/п Алма-Ата
Тип ВС:  Canadair CL-604 Challenger
Регистрация ВС:  D-ARWE
Авиакомпания:  Jet Connection Business Flight
Рейс:  JCX826
 


Описание
    При выполнении взлета, после отрыва самолета от ВПП, возникло интенсивное кренение самолета вправо, сопровождавшееся потерей высоты. В процессе развития крена правая плоскость крыла коснулась поверхности обочины ВПП, после чего, отвернув вправо и продолжая движение с касанием крылом поверхности аэродрома, самолет столкнулся с поверхностью летного поля правее ВПП. При дальнейшем перемещении по земле самолет на расстоянии 245 м от точки первого касания поверхности крылом столкнулся с железобетонным ограждением аэродрома, разрушился и частично сгорел в наземном пожаре. Остановка самолета произошла на заснеженном поле в 190 м от ограждения аэродрома. Погиб второй пилот. Пассажир и остальные члены экипажа ранены. Фактическая погода аэропорта Алматы по контрольному замеру после АП - ветер 350° 4 м/с, видимость 1 200 м (видимость на ВПП 2 500 м), снег, дымка, облачность 8 октантов слоисто-дождевая, разорвано-дождевая ВНГО 120 м, температура наружного воздуха - минус 14° С, атмосферное давление 718 мм рт. ст. Состояние ВПП 05 – сухой снег до 10 мм, коэффициент сцепления 0,32. При подготовке к взлету КВС принял решение включить ПОС крыла сразу после взлета, чтобы при взлете максимально использовать тягу двигателей для разбега. По его оценке угроза обледенения отсутствовала, а проведенной перед взлетом обработки самолета противообледенительной жидкостью должно было хватить на 30 минут. К моменту взлета после обработки самолета прошло 27 минут. За это время произошло налипание снега на плоскости крыла. В процессе разбега происходило интенсивное налипание снега на переднюю кромку крыла. Самолет CL-604 имеет суперкритический профиль крыла с отсутствием предкрылков. Вследствие этого, при изменении профиля крыла из-за загрязнения отложениями осадков, неожиданно для экипажа, без предварительной аэродинамической тряски и без срабатывания сигнализации о сваливании, может происходить практически мгновенный срыв потока с крыла. Поскольку обычно срыв потока с левой и правой плоскостей крыла происходит неравномерно, начинается быстрое развитие крена. Сваливание происходит при углах атаки ниже границы срабатывания системы защиты от сваливания и звуковой сигнализации о сваливании. В данном случае оно произошло при угле атаки 10-10,5°, в то время как критический угол атаки для данного типа самолетов при чистом крыле - 17°. При аналогичных обстоятельствах произошло уже несколько авиационных происшествий.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 1
Пассажиры 1 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП ошибка экипажа, погодные условия, недостатки в конструкции
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Canadair CL-604 Challenger
Регистрационный номер (id) ВС D-ARWE
Государство регистрации ВС Германия
Дата выпуска ВС 2000
Заводской номер ВС 5454
Наработка ВС (часы) 7882
Наработка ВС (циклы) 4556
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса JCX826
Категория рейса Административный
Авиакомпания Jet Connection Business Flight
Государство регистрации авиакомпании Германия
Пункт вылета Алма-Ата
Пункт назначения Макао
Начальный пункт маршрута Ганновер
Конечный пункт маршрута Макао


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Авиационное происшествие произошло в результате несимметричной потери несущих свойств крыла на этапе взлета, что привело к сваливанию самолета непосредственно после отрыва от ВПП, столкновению с поверхностью земли и расположенными на ней препятствиями, разрушению воздушного судна и наземному пожару.
    Причиной потери несущих свойств крыла, наиболее вероятно, явилось влияние загрязнения его передней кромки осадками в виде снега после проведения противообледенительной обработки, которое стало следствием невключения экипажем противообледенительной системы крыла перед взлетом, что является обязательным требованием РЛЭ самолета CL-604 при фактических метеорологических условиях (осадки в виде слабого снега, температура воздуха минус 14° С, влажность воздуха 92 %, температура точки росы минус 15° С, сухой снег на ВПП, толщиною 10 мм). Значительное превышение экипажем ограничений, установленных РЛЭ самолета CL-604 по темпу подъема переднего колеса (скорости увеличения угла тангажа) при взлете с «загрязненным» крылом, при невозможности контролировать этот параметр инструментально, могло способствовать ухудшению ситуации.
    Неэффективность, на этапе взлета, существующей системы защиты от сваливания, из-за повышенной чувствительности крыла даже к незначительному загрязнению передней кромки, не может полностью гарантировать предотвращение подобных происшествий в будущем.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.