Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария П-5 3-ей школы ГВФ в районе Балашова
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  24 декабря 1933 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Нижне-Волжский край, Балашовский округ, 4 км южнее а/д Балашов
Тип ВС:  П-5
Регистрация ВС:  СССР-Ш629
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  3-я объединенная школа пилотов и авиатехников ГВФ
 


Описание
    24 декабря 1933 года во 2-й учебной эскадрилье 3-ей школы ГВФ должны были производиться учебные полеты, но так как условия погоды не благоприятствовали, то они были заменены инструкторской тренировкой. Вертикальная видимость на аэродроме достигала 400 м, горизонтальная видимость – до 4 км, временами легкий снегопад и временные заволакивания уменьшали видимость. Горизонтальная и вертикальная видимость заметно ухудшались в южном направлении от аэродрома, где отсутствовали резкие земные ориентиры и снежный покров земли сливался с горизонтом.
    На аэродроме были разбиты два старта, с левого внутреннего старта летал 1-ый отряд на самолетах У-2 и с правого внешнего старта летали 2-й отряд на самолетах П-5. Оба отряда летали с левым кругом со взлетом на северо-запад (на город).
    В 12:40 со старта 2-го отряда на самолете П-5 произвел взлет командир 2-го звена с курсантом в задней кабине, имея задание произвести тренировочный полет по кругу. Командир отряда дал указание высоту полета держать в зависимости от облачности, в облачность не входить, не терять из виду аэродром и старт. Произведя нормальный взлет, пилот полетел по кругу с набором высоты. 1-ый и 2-й развороты он выполнил нормально и, набрав высоту 350 м, перевел самолет в горизонтальный полет. Видимость земли все время сохранялась. Приступив к выполнению 3-го разворота, к его концу пилот попал в проходящую облачность и потерял из виду землю. После этого он решил снизиться путем планирования. Сбавив газ, он перевел самолет в планирование, одновременно выбирая штурвал и поддерживая нормальный угол ручкой. Снижаясь, пилот старался найти землю. Перед этим полетом он сделал уже два полета по кругу и был уверен, что на высоте 200-150 м землю увидит. Почувствовав увеличение скорости, пилот взглянул на указатель – скорость была 160 км/ч. Затем, почувствовав задувание, он посмотрел на «пионер» и заметил, что шарик находится в стороне. Пилот дал правую ногу. Шарик пошел к центру. Пилот снова перенес взгляд в поисках земли. Внезапно он заметил темный край оврага и по нему определил, что самолет с большим углом идет к земле. Высота казалась незначительной. Для избежания лобового удара пилот резко выбрал ручку на себя. Последовал удар. Пилот потерял сознание.
    Разбитый самолет был обнаружен в поле в 4 км южнее главного аэродрома школы. Пилот и курсант получили тяжелые ранения. Авария произошла в 12:45. Самолет ударился о землю лыжами в момент уменьшения угла пикирования. При ударе он смял шасси и обе полукоробки крыльев и разрушил подмоторную раму. После первого удара самолет перевернулся продолжая разрушаться еще раз.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 0
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета полет по кругу
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС П-5
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Ш629
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 28.07.1932
Заводской номер ВС 5409
Наработка ВС (часы) 224
Наработка ВС (циклы) 1228
Силовая установка 262652


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение 3-я объединенная школа пилотов и авиатехников ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Балашов
Пункт назначения Балашов
Начальный пункт маршрута Балашов
Конечный пункт маршрута Балашов


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основной причиной аварии является потеря видимости земли пилотом и принятие неверного решения к отысканию земных ориентиров вместо того чтобы переключиться на полет по приборам.
    Косвенными причинами аварии являются:
    а) нарушение приказа не входить в облачность;
    б) растерянность при утере видимости земли;
    в) характер местности (безориентирная заснеженная местность);
    г) недостаточная тренировка пилота в слепых полетах и отсутствие тренировки в облаках
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2018, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.