Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Столкновение АНТ-9 МУВЛ и У-2 Осоавиахима на а/д Казань
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  18 августа 1933 г.
Время:  18:21
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Казань
Тип ВС:  АНТ-9
Регистрация ВС:  СССР-Л150
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Московское управление воздушных линий Трансавиации
 


Описание
    18 августа 1933 г, в день авиации, на а/д Казань производились полеты с пассажирами двумя самолетами У-2 Казанского аэроклуба Осоавиахима и одним самолетом АНТ-9 Московского управления воздушных линий.
    В 18 часов экипаж АНТ-9 Л-150 в составе пилота и бортмеханика взлетел с 9-ю пассажирами и, совершив полет продолжительностью 13 минут, пошел на посадку. Самолет шёл на высоте 60-80 м. В это время самолет У-2 С-227 после третьего разворота шёл наперерез самолету АНТ-9 выше его на 40-50 м, впереди и слева. Перейдя на правую сторону АНТ-9, сделав 4-й разворот и увидев, что сядет далеко вправо от посадочного «Т», пилот У-2 стал подскальзывать влево, то есть наперерез АНТ-9 справа. На высоте 30-35 м самолет У-2 очутился на пути АНТ-9 и был им настигнут. АНТ-9 ударил У-2 левой стороной кабины и правой стороной левого мотора (глушителем) по рулю глубины и винтом левого мотора перерубил фюзеляж. Самолет У-2 после этого вертикально, мотором вниз, пошел к земле, оставив все хвостовое оперение между левым мотором и кабиной самолета АНТ-9, и столкнулся с землей на летном поле. Пилот и пассажирка У-2 получили тяжелые ранения. Находясь в сознании, они были доставлены в больницу, где скончались через 2 часа после происшествия.
    Самолет АНТ-9 после столкновения планировал с нормальным углом до высоты 10-12 м. Затем, вследствие застрявшего хвостового оперения У-2, поломки винта и мгновенного выключения зажигания самолет потерял первоначальную скорость планирования (имея до столкновения скорость ниже нормальной), вследствие чего машина пошла на нос, резко увеличив угол планирования, не слушаясь руля глубины. Самолет ударился с углом колесами о землю в 200 м от места падения У-2. Шасси при этом сломались. Самолет проехал по земле на носовой части фюзеляжа и на радиаторах около 10 м, от чего пассажирская кабина переломилась у четвертого отсека пополам. Экипаж и пассажиры получили легкие ранения и ушибы. Оба самолета разбиты на 100%. Катастрофа произошла в 18:21.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 0
Пассажиры 9 0
На земле   0
Всего погибших 0+2


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС АНТ-9
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л150
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1933
Заводской номер ВС 151
Наработка ВС (часы) 11
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Демонстрационный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Московское управление воздушных линий Трансавиации
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Казань
Пункт назначения Казань
Начальный пункт маршрута Казань
Конечный пункт маршрута Казань


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Выводы:
    1) Отсутствие единого четкого руководства полетами в день авиации. Полетами по договоренности между начальником аэроклуба Осоавиахима и начальником аэропорта Казань должен был руководить последний. Но тот никакой подготовки к руководству полетами не имел и является плохо грамотным авиационным работником. Начальник авиационного отдела Осоавиахима и начальник летной части аэроклуба (первый – летчик-наблюдатель, второй – летчик) от руководства полетами уклонились, несмотря на распоряжение Заместителя председателя совета Осоавиахима, данное первому из них, и во время полетов были только зрителями. В результате пилоты не получали чёткого задания на полет (круг, зона, высота, время полета).
    2) Полная неорганизованность аэродромной службы, выразившаяся:
    а) в отсутствии на аэродроме знаков, обозначающих круг полета;
    б) в отсутствии установленных кругов (маршрутов) над аэродромом для учебных и тренировочных самолетов;
    в) в отсутствии зон для пилотажа, входных и выходных ворот в зону аэродрома.
    3) Невнимательность пилота У-2, выразившаяся в том, что, перерезав путь планирующего АНТ-9 и разворачиваясь в непосредственной близости от него, его совершенно не видел, что установлено с полной достоверностью.
    4) Невнимательность пилота АНТ-9, выразившаяся в том, что, увидев идущий слева, впереди и выше У-2 и скрывшийся затем из поля его зрения, не постарался определить его местонахождение.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2018, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.