Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа К-5 Московского управления ГВФ в районе а/д Бобрик-Донской
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  17 сентября 1933 г.
Время:  10:55
Страна:  СССР
Место происшествия:  Московская область, Донской район, район а/д Бобрик-Донской
Тип ВС:  К-5
Регистрация ВС:  СССР-Л538
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Московское управление воздушных линий Трансавиации
 


Описание
    Экипаж в составе пилота и бортмеханика вылетел из а/п Москва в 9 часов утра с 212 кг коммерческого груза (почта) и 340 кг горюче-смазочных материалов на борту. Подойдя к Северному участку строительства Бобриковского химкомбината на высоте 200-300 м, самолет резко пошел на снижение, над строительством прошел на высоте 40-50 м и на этой высоте подошел к а/д Бобрик-Донской без разворота, с западной стороны. Старт был разбит с севера на юг. Не доходя до границы аэродрома, самолет с закрытым газом мотора пошел на снижение, но на высоте около 30 м снова пошел по прямой с работающим на средних оборотах мотором. Когда самолет пересек линию посадки под углом 90°, было видно, что киль отсутствует. Пройдя около 150 м, самолет стал разворачиваться влево для захода на посадку и сразу же руль поворота исчез из поля зрения, а киль стал виден на месте руля поворота. Самолет, резко развернувшись влево, перешел в крутое пике и врезался в землю в полосе подхода аэродрома, в 10:55. Пилот убит на месте, бортмеханик через 45 минут скончался в больнице, не приходя в сознание.
    При осмотре самолета установлено:
    1) Передняя трубка крепления киля между фюзеляжем и нижней кромкой киля сломана пополам. Киль повернут вокруг колонки вертикального оперения направо на 180°.
    2) Руль поворота оторван от двух верхних креплений, согнут на 80-90° влево до третьего шарнира крепления сверху и находится под правым рулем глубины, заклинив кабанчики правого руля глубины.
    3) Стабилизатор выбран на посадку.
    4) Троса управления рулями совершенно целы.
    5) Хвостовая часть фюзеляжа до багажника цела, не имеет никаких поломок.
    Комиссия считает, что при подходе к химкомбинату по невыясненным причинам лопнула передняя трубка крепления киля, от чего киль повернулся направо и потянул за собой руль поворота налево. Самолет сразу же стал разворачиваться вправо с резким снижением. От увеличивающейся скорости оторвались два верхних стержня шарнирного крепления руля поворота к килю и он повернулся до 180° и стал в одну плоскость с рулем поворота. После этого самолет стал управляем. Пилот, видя впереди в 4-х километрах аэродром, тянул к нему, думая садиться по прямой. Подойдя к аэродрому, он сбавил газ и выкрутил стабилизатор на посадку, но, увидев по дыму костра сильный боковой ветер, решил сесть против ветра, дал газ и пошел вдоль южной границы аэродрома для захода на посадку. Пройдя восточную границу, пилот начал разворачиваться влево. При развороте создавшимся сопротивлением руль поворота, не имеющий двух верхних креплений, согнулся около третьего сверху крепления и упал на левый руль глубины. От сопротивления встречной струи воздуха и естественной дачи правой ноги пилотом, ввиду резкого левого разворота, руль поворота ушел под правый руль глубины, заклинив его кабанчик, и сам стал служить рулем глубины с положительным углом встречи. Самолет сразу же перешел в крутое пике и врезался в землю.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС К-5
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л538
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 26.06.1933
Заводской номер ВС 25
Наработка ВС (часы) 203
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 9571


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Московское управление воздушных линий Трансавиации
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Москва (ЦА им М.В. Фрунзе)
Пункт назначения Бобрик-Донской
Начальный пункт маршрута Москва (ЦА им М.В. Фрунзе)
Конечный пункт маршрута Бобрик-Донской


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основной причиной катастрофы является поломка передней трубки крепления киля по невыясненной причине.
    Непосредственной причиной катастрофы является заклинение рулей.
    Комиссия отмечает исключительное самообладание пилота, который пытался произвести посадку против ветра и избежать поломки самолета. Посадка с прямой с сильным боковым ветром привела бы к аварии самолета, но, вероятно, экипаж избежал бы гибели.
    Заключение Главной инспекции ГВФ:
    1) Поломка трубки крепления киля произошла из-за вибрации киля (возможно, усугубляемой вибрацией в его незакрепленной консольной части), то есть, из-за конструктивного дефекта.
    2) Непосредственной причиной катастрофы является заклинение руля глубины с отрицательным углом атаки сломавшимся рулем поворота и ставшим в положение руля глубины с большим положительным углом атаки.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     Фото: хвостовое оперение самолета К-5
Источники информации


Фотографии

 






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.