Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа ПЛ-5 Южно-Казахского управления ГВФ в горах Кызылтас
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  25 ноября 1935 г.
Время:  21:55
Страна:  СССР
Место происшествия:  Казахская АССР, долина г. Корпетай, гоы Кызылтас, 190 км севернее а/п Бертыс (Балхаш)
Тип ВС:  ПЛ-5
Регистрация ВС:  СССР-Л1980
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Южно-Казахстанское управление ГВФ
 


Описание
    Пилот 26 транспортного отряда Южно-Казахского ТУ ГВФ выполнял рейсовый полет по маршруту Бертыс – Караганда. Вылет произведен в 12:00 мск (15:00 мск). В 21:55 самолет потерпел катастрофу в 2 км восточнее трассы, в долине горы Корпетай (горы Кызылтас) – 190 км севернее а/п Бертыс. Самолет, по-видимому, пикируя в полете, врезался с работающим мотором в землю. Пилот и три пассажира погибли. Самолет разбит на 100%.
    Установлено, что самолет выпущен по следующей метеосводке: а/п Караганда: пасмурно, туманная дымка, видимость 2-4 км, высота облачности 200-300 м, ветер восточный 3 м/с. А/п Бертыс: пасмурно, высота облачности 300-600 м, видимость 10-20 км, ветер северный, северо-восточный 5 м/с. По трассе: пасмурно, низкая облачность, местами туман, северо-восточные ветры.
    Самолет выпущен с полной загрузкой, с предельным запасом горючего из расчета слива его части для одного из самолетов, находившихся в Караганде.
    Между 19 и 20 часами начальник аэропорта Бертыс справился у радиста о прибытии самолета в Караганду. Радист ответил, что Л-1980 прибыл в Караганду. Начальник аэропорта наличие радиограммы не проверил. В дальнейшем оказалось, что такой радиограммы не было и показания радиста ложные. На основании заявления радиста в последующие два дня нелетной погоды никто в Южно-Казахском управлении не беспокоился насчет самолета. Только 27 ноября по получении начальником а/п Бертыс радиограммы об отправке самолета в Караганду было выяснено, что самолет в Караганду не прибыл.
    После вылета самолета пилот встретился со значительными туманами и вместо возвращения в Бертыс или вынужденной посадки пытался обойти их, отклонился значительно к западу, затем на север и с севера на юго-восток, совершив в течение 7 часов ряд зигзагов, из них около 4,5 часов в ночных условиях, на необорудованном и не допущенном для ночных полетов самолете в районе повышенной трудности полета. В результате крайне тяжелых и сложных условий полета и произошла катастрофа.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 3 3
На земле   0
Всего погибших 4


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС ПЛ-5
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л1980
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1935
Заводской номер ВС 10109
Наработка ВС (часы) 107
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 04743


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Южно-Казахстанское управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Бертыс
Пункт назначения Караганда
Начальный пункт маршрута Бертыс
Конечный пункт маршрута Караганда


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     1) Непосредственной причиной катастрофы является ошибка в пилотировании в результате вымотанности пилота при полете в исключительно тяжелой и сложной обстановке (туманы, снегопад, ночь, гористо-пустынная местность).
    2) Основной причиной катастрофы является недисциплинированность личного состава, выразившаяся в прямом нарушении приказов начальника ГУ ГВФ:
    а) самолет выпущен из а/п Бертыс в 15:00 при заходе солнца в Караганде в 17:16 и времени полета по расписанию 2 часа 40 минут (нарушение §§49 и 51 Наставления по летной службе);
    б) выпуск в таких условиях самолета, не допущенного к ночным пассажирским полетам (нарушение §§56 Наставления по летной службе);
    в) нарушение §18 положения о классификации пилотов ГВФ – пилот III класса допущен к перевозке пассажиров только при благоприятных метеоусловиях, а ночью только с грузом (без пассажиров) при благоприятных метеоусловиях.
    3) Кроме того, налицо:
    а) неправильный выпуск самолета в полет при данной метеосводке. Учитывая превышение а/п Караганда по отношению к а/п Бертыс на 140 м и пересечения трассы рядом горных хребтов высотой от 200 до 400 м, высота облачности для полета должна быть не менее 150 м над местностью;
    б) пилот нарушил указание командира отряда при встрече с туманом, сильным снегопадом или при малейших признаках обледенения произвести возврат или вынужденную посадку.
    4) Способствующая причина катастрофы – чрезмерная самоуверенность пилота, имевшего до этого безаварийную работу.
    5) Неудовлетворительное метеообеспечение по трассе. Фактическая погода дается только в двух крайних точках, без получения сводок из хотя бы одной промежуточной точки.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2018, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.