Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа П-5 САТУ ГВФ в районе Токмака
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  05 июля 1935 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Киргизская АССР, Чуйский район, ущелье Чон-Алмалы, 35 км юго-восточнее Токмака
Тип ВС:  П-5
Регистрация ВС:  СССР-Л1905
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Средне-Азиатское территориальное управление ГВФ
 


Описание
    Пилот 227-го Киргизского отряда спецприменения Средне-Азиатского территориального управления ГВФ в 07:30 мск вылетел в рейс Фрунзе – Каракол. На борту находилось 2 взрослых пассажира, ребенок 14-15 лет и 152 кг почты и багажа.
    При вылете из Фрунзе пилот имел сводку погоды по маршруту Фрунзе – Каракол, данные о погоде в а/п Фрунзе за 06:30, Рыбачье за 05:00, Каракол за 06:00. Сведений о погоде в Сазоновке и Токмаке не было. Карта у пилота была, но без одного листа с г. Каракол.
    В 09:50 пилот произвел благополучную посадку в а/п Каракол. Начальник а/п Каракол сообщил по телеграфу в а/п Фрунзе, что самолет задерживается в связи с отсутствием погоды, до получения из а/п Фрунзе сводки погоды, но, после категорического настаивания пилота, ссылавшегося на то, что самолет нужен во Фрунзе, в 13:00 выпустил его в рейс по маршруту Каракол – Фрунзе с загрузкой почты 48 кг, без сводки погоды, руководствуясь старой сводкой за 06:00 и заявлением пилота, что до Рыбачьего погода хорошая, и тем, что ряд других самолетов вылетели во Фрунзе без сводки погоды (в том числе и командир отряда).
    Самолет во Фрунзе не прибыл. Около 20:00 местного времени жители поселка сельхозартели Киргизия в течение 20-30 минут слышали звук мотора в ущелье Чон-Алмалы (в долине реки Кызылсу), не видя из-за сплошного тумана самого самолета, причем перед тем, как прекратился звук мотора, в воздухе падали отдельные части разрушающегося самолета. Из показаний видно, что около 17:00 в районе ущелья Чон-Алмалы и Токмака был дождь, ветер, вершины гор были закрыты туманом и облачностью, причем в ущелье ветер доходил до урагана. Комиссия считает, что пилот, долетев до перевала, попал в дождь и облачность с нижней границей 1000 м. Пробиваясь сквозь облачность, пилот попал в ущелье Чон-Алмалы, не видя вершины, где задел консольной частью правой плоскости склон. Продолжая полет, самолет задел за горы левой плоскостью. При этом он разрушался, в воздухе отваливались консольные части плоскостей с элеронами. Перевернувшись вверх шасси, самолет врезался в крутой склон горы на высоте 2800 м. Пилот убит. Самолет разбит на 100%.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС П-5
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л1905
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1935
Заводской номер ВС 9467
Наработка ВС (часы) 170
Наработка ВС (циклы) 83
Силовая установка 02729


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Средне-Азиатское территориальное управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Каракол
Пункт назначения Фрунзе
Начальный пункт маршрута Каракол
Конечный пункт маршрута Фрунзе


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основными причинами катастрофы являются:
    1) эксплуатация линии Фрунзе – Каракол без должного оформления ее и без проверки годности к эксплуатации со стороны ЭТО САТУ ГВФ (связь плохая, диспетчерской службы нет).
    2) Отсутствие должного руководства эксплуатацией линии со стороны ЭТО САТУ ГВФ.
    3) Нарушение командиром 227 отряда, пилотом и начальниками аэропортов Фрунзе и Каракол Наставления по летной службе (§§8,24,49,50)
    4) Преступная расхлябанность дисциплины в 227 отряде.
    5) Пилот вместо того, чтобы вернуться в Рыбачье, пробивался сквозь облачность и дождь на трудном горном участке трассы.
    6) Потеря ориентировки в полете.
    Непосредственной причиной катастрофы является то, что, потеряв ориентировку, пробивая облачность при дожде и ветре, пилот вёл самолет вслепую в ущелье, вследствие чего самолет от ударов о склоны гор начал разрушаться в воздухе.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2018, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.