Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8Т а/к Ельцовка в Александровском районе Томской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  12 февраля 2018 г.
Время:  14:40
Страна:  Россия
Место происшествия:  Томская область, Александровский район, 42 км юго-восточнее села Александровское
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  RA-22330
Авиакомпания:  Ельцовка
 


Описание
    Экипаж выполнял санитарный рейс по перевозке страдающей психическим расстройством больной с метеостанции Прохоркино (район пос. Октябрьский) на вертолетную площадку "Колтогорский причал-9 км" (северо-западнее г. Стрежевой) с промежуточной посадкой на п.п. Александровское. Во время горизонтального полета в простых метеоусловиях на истинной высоте 130 над заснеженной поймой реки Обь из Прохоркино в Александровское произошел отказ в системе поперечного управления вертолетом, который перешел в снижение с увеличением крена и разворотом и столкнулся с землей 42 км юго-восточнее села Александровское (60°08’СШ, 78°22’ВД). Второй пилот и бортмеханик погибли, командир вертолета, больная и сопровождающие ее сотрудник полиции и фельдшер получили тяжелые ранения. При столкновении с землей возник пожар, вертолет сгорел.
    Расследованием установлено, что через 24 минуты после взлета, при выполнении прямолинейного горизонтального полета (управлял второй пилот), произошел самопроизвольный рывок по крену вправо до 13,3°. На вопрос КВС о причинах создания крена, второй пилот ответил, что управляющих действий не производил. КВС взял управление на себя. При исправлении крена КВС почувствовал утяжеление усилий на ручке циклического шага. Определив неисправность в системе поперечного управления вертолетом, он принял решение о вынужденной посадке. В этот момент произошло повторное самопроизвольное кренение ВС вправо до 30° и кабрирование до 9°. Далее вертолет самопроизвольно начал разворачиваться в правую сторону с креном более 70° с уменьшением угла тангажа, переходом на пикирование с углом более 70° и потерей высоты. КВС пытался выровнять ВС и снизить вертикальную скорость снижения. Для уменьшения правого крена КВС дал левую педаль вперед, что привело к появлению правого скольжения, выводу вертолета из правого крена и появлению левого крена до 30°. Вертолет с левым креном около 30°, с углом тангажа на пикирование около 16° и большой поступательной скоростью (около 210 км/ч), ломая деревья, столкнулся с землей. После удара о землю ВС подбросило вверх. Далее вертолет правым бортом столкнулся с березой толщиной около 25 см, развернулся влево и опрокинулся на правый борт.
    Авиационное происшествие произошло на равнинной, заболоченной местности со снежным покровом до 50 см, среди редколесья с высотой деревьев до 15-20 м.
    При осмотре гидроусилителя КАУ-30Б поперечного управления обнаружено отсутствие болта КАУ30Б-022. Указанный болт является передающим звеном от ручки управления на управляющий золотник КАУ-30Б поперечного управления и его отсутствие означает, что в системе поперечного управления произошло рассоединение и вертолет стал неуправляем по крену. После рассоединения поперечного управления осталось постоянное управляющее воздействие, кренящее вертолет вправо.
    Болт и элементы его пакета и крепежа на месте происшествия обнаружить не удалось. В связи с этим однозначно установить причину выхода болта со штатного места в полете не представляется возможным. Болт КАУ30Б-022 является элементом конструкции комбинированного агрегата управления КАУ-30Б. Входит в сборочную единицу КАУ30Б-500, которая в эксплуатации не обслуживается.
    Наработка КАУ-30Б после последнего ремонта составляет 191 час (болт КАУ30Б-022 при капитальном ремонте не заменялся, так как соответствовал техническим требованиям по микрообмеру, визуальному и магнитному контролю).
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 2
Пассажиры 3 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП МАК
Отчет о расследовании https://mak-iac.org/upload/iblock/b30/report_ra-22330.pdf


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8Т
Регистрационный номер (id) ВС RA-22330
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 31.01.1984
Заводской номер ВС 8548
Наработка ВС (часы) 3015
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка С983110029 С93301251


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Санитарный
Авиакомпания Ельцовка
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной АП с вертолетом Ми-8Т RA-22330 явилось рассоединение системы поперечного управления в полете из-за выхода болта КАУ30Б-022 со штатного места на гидроусилителе КАУ-30Б системы поперечного управления.
    Организованными поисками болт обнаружен не был, в связи с чем однозначно установить причину его отсутствия на штатном месте не представилось возможным.
    Отказ системы поперечного управления привел к столкновению вертолета с земной поверхностью.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2019, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.