Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа П-5 Средне-Азиатского ТУ ГВФ в районе кишлака Доштак
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  10 января 1936 г.
Время:  18:50
Страна:  СССР
Место происшествия:  Таджикская ССР, район кишлака Доштак
Тип ВС:  П-5
Регистрация ВС:  СССР-Л1532
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Средне-Азиатское территориальное управление ГВФ
 


Описание
    8 января 1936 г пилот I класса 21 транспортного отряда САТУ ГВФ Лепиксон вылетел из Ташкента в Сталинабад с командиром 23 авиаотряда САТУ ГВФ Логиновым и пассажиром – начальником ЭТО, главным инженером САТУ ГВФ Яновским, для расследования катастрофы самолета П-5 Л-1571 пилота 23 авиаотряда Троицкого, произошедшей на а/д Хорог.
    9 января они вылетели из Сталинабада в Хорог. Командир отряда Логинов находился на борту, как знающий даннуютрассу. В полете до Хорога самолет вел пилот Лепиксон самостоятельно. Логинов дал ему две поправки по срезу трассы. По прибытии в Хорог, на вопрос Яновского об усвоении трассы Лепиксоном Логинов ответил, что трассу пилот усвоил вполне удовлетворительно. После оформления катастрофы Троицкого Яновский принял решение взять труп Троицкого для похорон в Сталинабаде и вылетать без командира 23 отряда Логинова, который решил остаться для ремонта и перегонки аварийного самолета П-5 Л-1920.
    В 15:40 местного времени Лепиксон и Яновский вылетели из Хорога в Сталинабад с запасом светлого времени 20 минут (заход солнца в 18:20, расчетная продолжительность полета 2 часа 20 минут). Запас горючего превышал потребность на 75%. Погода была хорошая, горы открыты.
    Первые 20-25 минут, согласно показаниям Яновского, пилот вел самолет по трассе на Калай-Хумб вдоль реки Пяндж уверенно. Приблизительно через 55 минут после вылета самолет вышел на какую-то долину. После этого пилот стал очень часто поворачиваться, оглядывать местность и сличая ее с картой. До этого он этого не делал. Долина, которой пролетал самолет, была Яновскому незнакома. Пилот обнаружил, что заблудился и потерял ориентировку, развернулся и пошел в обратном направлении. Обогнув долину и выйдя снова на реку, по которой они летели к этой долине, далее они летели по реке около 1 часа. Примерно через 2 часа 20 минут после вылета из Хорога Яновский заметил какой-то населенный пункт, похожий на Хорог. Очевидно пилот также принял его за Хорог, так как убрал газ и начал планировать. Снизившись до 2500 м, они увидели, что это не Хорог. Пилот дал газ и вел самолет по прямой еще около 20 минут. При этом он страшно нервничал и вел самолет очень неровно, рассматривая карту и сличая ее с местностью. Когда солнце зашло и начало темнеть, пилот и пассажир заметили внизу яркий свет и реку. Пилот, убрав газ над этим местом, начал планировать по кругу справа налево. Снижаясь, Лепиксон дал газ, сделал еще круг над этим местом (кишлаком Доштак) и склоном горы, на которой была площадка, и пошел на посадку. По заявлению Яновского, во время полета по кругу и посадки внизу были хорошо видны деревья, кишлак и одинт огонь на пограничной заставе Доштак Калай-Хумбской комендатуры Таджикской ССР. Место, избранное для посадки, для Яновского было незнакомо. По показаниям пограничников, самолет вышел к заставе со стороны Афганистана. После ознакомления с намеченным местом посадки пилот, убрав газ, пошел на посадку на склон горы с уклоном 35-40°. Самолет, нормально приземлившись, прошел вверх по склону горы около 53 м, где, остановившись, начал скользить обратно вниз по склону, ломая о камни хвостовое оперение. Пилот выпрыгнул из движущегося самолета, упал и его голова была прижата колесом шасси к камню и раздроблена. Труп пилота был обнаружен ниже лужи крови на 15 шагов, а ниже еще на 20 шагов самолет остановился, упершись обломками фюзеляжа, разрушенного до задней кабины, в камни. Лужа крови находилась в 120 шагах ниже места остановки самолета после посадки. Мотор, винт, центроплан и верхние плоскости самолета не повреждены. Пассажир Яновский невредим. Катастрофа произошла в 18:50 местного времени.
    Трупы Лепиксона и Троицкого доставлены в Калай-Хумб и похоронены.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 1 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета посадка или пробег
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС П-5
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л1532
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1934
Заводской номер ВС 7967
Наработка ВС (часы) 745
Наработка ВС (циклы) 490
Силовая установка 03241


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Средне-Азиатское территориальное управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Хорог
Пункт назначения Сталинабад
Начальный пункт маршрута Хорог
Конечный пункт маршрута Сталинабад


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение начальника САТУ ГВФ:
    1) Основной причиной катастрофы является полная потеря ориентировки в пути при полете из Хорога в Сталинабад пилотом Лепиксоном и главным инженером САТУ ГВФ Яновским.
    2) Непосредственной причиной катастрофы является посадка самолета на склон горы.
    Заключение Главной инспекции ГВФ:
    Основными причинами катастрофы являются:
    а) нарушение пилотом статьи 278 Наставления по летной службе (в начале полета картой не пользовался, начал сличать местность с картой только после потери ориентировки, что является результатом излишней самоуверенности и халатности пилота;
    б) неудовлетворительная аэронавигационная подготовка пилота, в частности, незнание им методики восстановления ориентировки;
    в) совершенно неудовлетворительно поставленная аэронавигационная подготовка летного состава во всей системе ГВФ;
    г) легкомысленное отношение командира 23 отряда Логинова и главного инженера САТУ ГВФ Яновского (старшего лица на борту) к оценке возможности выпустить пилота Лепиксона в обратный полет без Логинова.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2018, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.