Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-148 а/к Саратовские авиалинии в Раменском районе Московской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  11 февраля 2018 г.
Время:  14:27
Страна:  Россия
Место происшествия:  Московская область, Раменский район, 700 м западнее дер. Степановское
Тип ВС:  Ан-148-100В
Регистрация ВС:  RA-61704
Авиакомпания:  Саратовские авиалинии
Рейс:  6W-703
 


Описание
    Экипаж в составе КВС, второго пилота, двух бортпроводников и двух специалистов по техническому обслуживанию самолета выполнял регулярный пассажирский рейс № 703 по маршруту Москва (Домодедово) – Орск. На борту находилось 65 пассажиров, 472 кг груза и 561 кг багажа. Взлетная масса и центровка ВС не выходили за установленные РЛЭ ограничения.
    Взлет в а/п Домодедово произведен днем, в 14:21 мск. Полет проходил в условиях снегопада и низкой облачности, при отрицательных температурах наружного воздуха и обледенении в облачности и осадках. Примерно через 6 минут после взлета самолет перешел в резкое снижение с высоты около 2000 м и на большой скорости столкнулся с землей примерно в 35 км юго-восточнее аэропорта вылета, между деревнями Аргуново и Степановское. Разброс обломков по снежному полю с глубиной снежного покрова около 0,5 м составляет более 500 м. Разрушения самолета в воздухе до столкновения с землей не было. Экипаж и пассажиры погибли.
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 6 6
Пассажиры 65 65
На земле   0
Всего погибших 71


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП ведется расследование
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-148-100В
Регистрационный номер (id) ВС RA-61704
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 10.06.2010
Заводской номер ВС 27015040004
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса 6W-703
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Саратовские авиалинии
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Москва (Домодедово)
Пункт назначения Орск
Начальный пункт маршрута Москва (Домодедово)
Конечный пункт маршрута Орск


Подробные сведения

Описание развития аварийной ситуации     Расследованием установлено:
    В 14:00 мск экипаж вышел на связь с дипетчером «Домодедово-Перрон», запросил разрешение на запуск двигателей и после получения разрешения приступил к их запуску. Перед запуском двигателей экипаж выполнил карту контрольных проверок «Перед запуском двигателей».
    В 14:02 экипаж произвел запуск двигателей, после чего выполнил карту контрольных проверок «Перед выруливанием» и включил обогрев стекол кабины. ПОС воздухозаборников двигателей была включена в ручном режиме.
    В 14:07 экипаж приступил к рулению.
    В 14:09 диспетчер сектора «Домодедово-Вышка 1» разрешил экипажу дальнейшее руление к ВПП 14 (правая) . После получения разрешения экипаж выполнил карту контрольных проверок «На предварительном старте».
    В 14:20 диспетчер разрешил экипажу занять исполнительный старт и ждать дальнейших указаний. В процессе занятия исполнительного карта экипаж выполнил карту контрольных проверок «На исполнительном старте», при этом пункт «ОБОГРЕВ ППД – ВКЛЮЧЕН» был «отложен» (согласно РПП авиакомпании, этот раздел выполняется экипажем ВС непосредственно перед взлетом по карте контрольных проверок «Перед взлетом».
    Анализ расшифровки параметрической информации показал, что в ходе всего полета регистрировались разовые команды «ППД 1 (2,3) – НЕТ ОБОГРЕВА». На КИСС перед взлетом имелись следующие сообщения:
    - «ППД 1 – НЕТ ОБОГРЕВА»;
    - «ППД 2 – НЕТ ОБОГРЕВА»;
    - «ППД 3 – НЕТ ОБОГРЕВА»;
    - «ДВЕРЬ В КЭ НЕ ЗАПЕРТА»;
    - «ДВИГ2 ТОПЛ НАСОС 2 ОТКАЗ»;
    - «ПОС НЕ ПОДГОТОВЛЕНА».
    Текстовое сообщение «ВЗЛЕТ ЗАПРЕЩЕН» на экране КИСС не индицировалось. Индикация «ПОС НЕ ПОДГОТОВЛЕНА» отключилась после отрыва ВС от ВПП. Разовых команд, свидетельствующих об обледенении самолета, на протяжении всего полета не зарегистрировано. Остальные сообщения на экране КИСС оставались до конца полета.
    В 14:21, практически сразу после выруливания ВС на ВПП, экипажем было получено разрешение на выполнение взлета. Экипаж подтвердил получение информации и приступил к взлету. Карта контрольной проверки «ПЕРЕД ВЗЛЕТОМ» не выполнялась.
    Активное пилотирование на взлете осуществлял КВС.
   
    После отрыва на высоте 130-150 м (здесь и далее высота от уровня ВПП) был включен автопилот. В продольном канале автопилота выполнялся режим выхода на заданную высоту, в боковом – горизонтальной навигации. На высоте 550 м была завершена уборка закрылков, экипаж следовал указаниям диспетчеров. На высоте 900 м был включен автомат тяги.
    Особая ситуация начала развиваться примерно через 2 мин 30 сек после отрыва на высоте около 1300 метров и приборной скорости 465-470 км/ч, когда стали появляться расхождения в показаниях скорости от МВП1 (модуль воздушных параметров) приемника полного давления (ППД1) левого пилота и ППКР-СВС (ППД3, резервный). Самописец не регистрирует значения скорости от МВП2 (ППД2) правого пилота. Существенных отличий в индикации высоты (от тех же источников: МВП1 и ППКР-СВС) не было.
    Через примерно 25 секунд расхождения в показаниях скорости достигли около 30 км/ч (скорость от МВП1 была больше) и появилась разовая команда (сообщение экипажу): Vприборная – СРАВНИ. Регистрация разовой команды на данном этапе продолжалась примерно 10 секунд, после чего прекратилась.
    Примерно через 50 секунд, на высоте около 2000 метров, данная разовая команда зарегистрирована снова, причем в это раз скорость от ППКР-СВС была больше и продолжала расти, а скорость от МВП1 продолжала падать.
    После второго появления указанной разовой команды (сообщения) экипаж отключил автопилот. Весь дальнейший полет проходил в ручном режиме.
    Показания скорости от МВП1 продолжали падать и через 34 секунды после отключения автопилота стали равны 0. При этом показания скорости от ППКР-СВС составляли 540-560 км/ч, что является превышением эксплуатационного ограничения для данного этапа полета. Спаботала сигнализация «СКОРОСТЬ ВЕЛИКА».
    В течение примерно 50 секунд после отключения автопилота полет проходил на высоте 1700-1900 м с изменениями вертикальной перегрузки в пределах от 1.5 до 0.5 g.
    После этого, при сохранении значений скорости от МВП1 0 км/ч, начали интенсивно падать значения скорости от ППКР-СВС (до 200 км/ч и ниже). В дальнейшем самолет был переведен в интенсивное снижение с углами тангажа на пикирование 30-35° и вертикальной перегрузкой до 0 g.
    В снижении, при угле тангажа 27° на пикирование на высоте 1200 м сработала сигнализация EGPWS типа «PULL UP». После срабатывания сигнализации действия пилотов были разнонаправленные.
    Столкновение с землей произошло в 14:27:05. Перед столкновением с землей показания скорости от ППКР-СВС начали интенсивно расти и к моменту столкновения составили около 800 км/ч. Показания скорости от МВП1 продолжали быть равными 0.
    В момент столкновения с землей угол тангажа на пикирование составлял около 30°, за 4-5 секунд до столкновения у самолета стал развиваться правый крен, который достиг 25° к моменту столкновения с землей.
    Предварительный анализ зарегистрированной информации, а также анализ аналогичных случаев, имевших место в прошлом, позволяют предполагать, что фактором развития особой ситуации в полёте могли стать неверные данные о скорости полёта на индикаторах пилотов, что, в свою очередь, видимо, было связано с обледенением ППД при выключенном состоянии систем их обогрева. Во всех остальных полетах, имеющихся на самописце (еще 15 полетов), обогрев ППД включался перед взлетом на исполнительном старте.
   
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2018, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.