Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа К-5 ЗСУ ГВФ в районе Кургана
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  20 мая 1936 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Челябинская область, Курганский район, 1 км от а/п Курган
Тип ВС:  К-5
Регистрация ВС:  СССР-Л599
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Западно-Сибирское управление ГВФ
 


Описание
    Экипаж 8 транспортного отряда ЗСУ ГВФ выполнял рейсовый полет из Новосибирска в Свердловск. В 14:45 самолет благополучно дошел до Кургана. Пройдя на высоте около 200 м над аэродромом, пилот стал делать заход на посадку с левым кругом. Сделав первый левый разворот на 90°, самолет резко перешел в крутой угол планирования до 30° и, не выходя из этого положения, упал в реку Тобол в 1 км от а/п Курган. Пилот, бортмеханик и служебный пассажир (редактор газеты политотдела ЗСУ «Крылья Советов») погибли.
    Самолет с разрушенной носовой частью был вытащен на берег.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС К-5
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л599
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1934
Заводской номер ВС 95
Наработка ВС (часы) 692
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 05851


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Западно-Сибирское управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Новосибирск
Пункт назначения Курган
Начальный пункт маршрута Новосибирск
Конечный пункт маршрута Свердловск (Кольцово)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Расследованием установлено, что к моменту катастрофы самолет имел загрузку: 300 кг горючего, 34 кг масла, 60 кг служебного багажа (чехлы и ящик с запчастями), экипаж 160 кг и пассажир 80 кг. Такая загрузка не предусмотрена ни одним из вариантов схемы загрузки самолета К-5. Произведенный в НИИ ГВФ расчет установил, что центровка с такой загрузкой была крайне передней (27% от максимальной хорды, что соответствует 23% САХ). Полеты в этом случае не разрешаются, так как самолет в случае остановки мотора переходит в пикирующее положение, из которого может не выходить.
    Очевидцы катастрофы не могут показать, работал ли мотор при планировании или нет. Таким образом, вывод о причинах катастрофы может быть только предположительным.
    Основной причиной катастрофы начальник управления считает потерю управляемости самолетом в режиме планирования под углом 14-19° на повышенной скорости около 180-190 км/ч при положительном угле атаки стабилизатора.
    Заключение Главной инспекции ГВФ:
    Непосредственной причиной катастрофы является удар самолета о воду в положении крутого планирования. Установить причину перехода в ненормальный режим крутого планирования (под углом около 30°) и причину невыхода из этого режима ввиду отсутствия точных показаний очевидцев установить не представилось возможным. Одной из возможных причин перехода самолета в крутое планирование могла послужить остановка мотора (в результате выработки бензина в одном из баков, на котором работал мотор) и последующее решение пилота крутым планированием поддержать вращение винта для запуска мотора (почти все очевидцы показали, что мотор работал на малых оборотах, однако, учитывая отсутствие у них авиационной квалификации, это можно понимать, как медленное вращение винта).
    При работающем моторе пилот, учитывая его значительный летный опыт, попытался бы вывести самолет из крутого планирования с помощью мотора – дачей полного газа.
    Основными причинами катастрофы, предположительно, являются:
    а) неправильная загрузка самолета, могущая привести к потере продольной управляемости самолета при переходе последнего в режим крутого планирования;
    б) неожиданная остановка мотора при заходе на посадку вследствие выработки бензина в баке, на котором работал мотор;
    в) незнание летным составом основных аэродинамических характеристик самолета К-5, чем можно объяснить как полет с недопустимой загрузкой (центровкой), так и возможный преднамеренный перевод самолета в крутое планирование (например, для запуска мотора);
    г) ошибка в технике пилотирования и в летной эксплуатации самолета (несвоевременное переключение бензобаков и перевод самолета в крутое планирование, как результат незнания аэродинамических данных самолета.
    При изучении причин катастрофы выяснилось, что НИИ ГВФ не даны исчерпывающие материалы по практической аэродинамике самолета К-5. Например, в материалах испытания К-5 совершенно не отображены летные данные самолета при различной загрузке.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2018, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.