Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа СП Азово-Черноморского Кавказского упрвления ГВФ в совхозе Азов
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  22 июля 1936 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Украинская ССР, Днепропетровская область, совхоз Азов Люксембургского района
Тип ВС:  СП
Регистрация ВС:  СССР-Л2030
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Азово-Черноморское Кавказское управление ГВФ
 


Описание
    Пилот 218 отряда спецприменения АЧКУ ГВФ 19 июля 1936 г. вылетел из а/п Ростов-на-Дону с заданием обслужить МТС и совхозы Днепропетровской области Украинской ССР по договору с заводом «Ростсельмаш». На борту находились запчасти для комбайнов, инструменты и два инженера завода.
    С 19 по 21 июля самолет совершал ряд полетов с посадками на аэродромах Днепропетровск, Запорожье, ряде посадочных площадок и с подбором у комбайнов в поле. Последняя посадка была произведена 21 июня непосредственно около перевалочного зернового пункта совхоза Азов Люксембургского района (60 км от г. Мариуполь). Посадку пилот произвел прямо в бурьян на место свалки железного лома вблизи зернового склада. Самолет после посадки остановился в 10 м от автозерновых весов и в 50-60 м от склада. Пилот на замечание сержанта госбезопасности, что садиться просто в бурьян нельзя, ответил, что он «может сесть на крышу дома, если она плоская».
    За ужином инженеры выпили 1-1,5 бутылки весьма слабого вина местного изготовления. Пилот выпил одну рюмку, после чего около полуночи они пошли спать в дом кладовщика совхоза.
    Утром, отправившись к самолету, пилот приступил к его подготовке к полету. Запустив мотор, он порулил по бурьяну за впереди идущим инженером. После 100 м рулежки пилот, развернув самолет за хвост и усадив пассажиров, разместив груз таким образом, что в третьем отсеке находился бензиновый бак, запчасти для комбайнов и бортовая сумка с инструментами, произвел взлет.
    Во время пробега самолет подпрыгивал по неровному полю и через 60 м оторвался от земли в 5 м от посевов сорго. Пилот прижал машину и, проделав легкую горку на проводами железной дороги, произвел один разворот. Пройдя около 1 км по прямой, пилот сделал разворот вдоль улицы зерносовхоза и лёг в вираж над домом, где они ночевали. Крен при развороте достигал 60°. С виража самолет сорвался и ударился с левым креном в дерево мотором, левым крылом в основание стены дома №16 центральной усадьбы совхоза и стабилизатором в соломенную крышу дома. В результате произошел пожар, последовал взрыв баков (кроме находившегося в третьем отсеке запасного бензобака). Пилот при ударе погиб. Старший инженер завода получил травмы, был охвачен огнем и сгорел. Второй инженер отстегнулся и бросился спасать старшего инженера, но сам был охвачен пламенем и получил ожоги открытых частей тела (лица и кистей рук). Самолет и дом сгорели.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 2 1
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС СП
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л2030
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1936
Заводской номер ВС 8083
Наработка ВС (часы) 203
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 16454


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Другие авиаработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Азово-Черноморское Кавказское управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Непосредственный виновник катастрофы – пилот, производивший посадку на непригодную площадку, а после взлета производивший глубокий вираж на груженной машине с полными баками и двумя пассажирами на высоте 50-60 м.
    Косвенными виновниками катастрофы являются:
    - командир 218 отряда, допустивший неподготовленного пилота к выполнению ответственной работы по полету в районах с пассажирами;
    - начальник АЧКУ ГВФ, разрешивший командиру 218 отряда назначить к выполнению договорных полетов с заводом «Ростсельмаш» пилота 4-го класса, не имевшего права производить полетов с пассажирами в усложненных условиях;
    - старший инженер завода, считавший себя авторитетом в авиационных вопросах и давивший на волю пилота садиться ближе к комбайнам и ссыпкам хлеба, а также имевший тенденцию предлагать пилоту делать прощальный круг после взлета.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2018, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.