Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа П-5 1-й авиашколы ГВФ в районе а/д Ольгинская
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  09 июля 1937 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Ростовская область, район х. Хомутовская
Тип ВС:  П-5
Регистрация ВС:  СССР-Ш630
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  1-я авиашкола ГВФ
 


Описание
    С 14:00 звено 2-й эскадрильи 1-й Краснознаменной авиашколы ГВФ в составе шести самолетов П-5 под руководством командира звена производили учебные полеты по 12-й задаче КУЛП, часть II (слепые полеты) с Ольгинского аэродрома. С 6-й группой, сформированной командиром звена из числа курсантов основных групп, было поручено летать резервному инструктору Феоктистову на самолете П-5 Ш-630. Закончив полеты с группой за 20 минут до конца полетов, Феоктистов попросил у командира звена полет в зону для личной тренировки. Тот, не дав конкретного задания, разрешил полет, ограничив время полета 15-18 минутами. Феоктистов, взяв в качестве пассажира в заднюю кабину курсанта своей группы, в 19:05 вылетел в зону. Набрав высоту 1000-1200 м, Феоктистов сделал несколько глубоких виражей и 3-4 петли. При выходе из последней петли на высоте около 800 м Феоктистов, пытаясь сделать левый переворот, свалился в пологий штопор под углом 45-50° к вертикали. Попытки выйти из штопора остались безуспешными. Самолет под углом 35-40° к горизонтали ударился о землю в центре ровного поля (4000х1000 м), вспаханного под зябь, в районе хутора Хомутовская. Самолет разбит на 100%. Курсант, отвязавший ремни и, очевидно, пытаясь прыгнуть с парашютом, убит. Инструктор Феоктистов при ударе о землю получил тяжелые ранения и скончался в больнице.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета полет по кругу
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС П-5
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Ш630
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1932
Заводской номер ВС 5410
Наработка ВС (часы) 1140
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 03792


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение 1-я авиашкола ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Ольгинская
Пункт назначения Ольгинская
Начальный пункт маршрута Ольгинская
Конечный пункт маршрута Ольгинская


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     1) Непосредственной причиной катастрофы является удар самолета о землю.
    2) Причины невыхода самолета из штопора:
    а) исключительно хорошие штопорные свойства самолета П-5 Ш-630;
    б) некоторое перемещение центровки самолета назад вследствие выработки бензина в течение летного дня;
    в) недостаточная высота полета;
    г) ввод в штопор на скорости при помощи переворота, что создало быстрое вращение и, при наличии первых трех условий – пологий (плоский) штопор;
    д) недостаточные тренировки инструктора Феоктистова на самолете П-5, особенно по штопору.
    3) Причины, приведшие к катастрофе:
    а) отсутствие продуманного, четкого задания, со стороны командира звена с учетом обстановки, условий полета и уровня подготовки инструктора Феоктистова;
    б) отсутствие у инструктора Феоктистова необходимых практических навыков в выполнении фигур;
    в) отсутствие систематической проверки техники пилотирования со стороны командиров звеньев, отрядов и командира эскадрильи;
    г) недостаточный инструктаж со стороны командира эскадрильи и командира отряда командира звена по организации и проведению летной работы при его самостоятельном руководстве учебным стартом.
    Виновники:
    а) инструктор Феоктистов, начавший выполнять, не обращая внимания на высоту и загрузку самолета, фигуры, к выполнению которых был недостаточно подготовлен;
    б) командир звена, разрешивший полет без задания в нарушение инструкции по летной службе.
    Главная инспекция ГВФ не нашла в материалах расследования данных, дающих право сделать вывод что самолет перешел именно в плоский штопор. Судя по показаниям очевидцев, штопор был нормальным.
    Таким образом, основными причинами катастрофы надо считать:
    а) ошибку в технике высшего пилотажа инструктора Феоктистова и,
    б) недисциплинированность или невнимательность пилота, приведшая к выполнению фигур высшего пилотажа на малой высоте.
    Остальные основные причины, определенные начальником школы, правильные.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2018, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.