Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа П-5 2-й школы летчиков ГВФ в районе Тамбова
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  10 декабря 1936 г.
Время:  12:35
Страна:  СССР
Место происшествия:  Воронежская область, Сампурский район, 1 км юго-западнее дер. Наро-Тамбов, 30 км южнее Тамбова
Тип ВС:  П-5
Регистрация ВС:  СССР-Ш869
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  2-я школа летчиков ГВФ
 


Описание
    Курсант и штурман 2-й летной школы ГВФ в 12:30 вылетели с главного аэродрома школы в учебный перелет на упражнение №8 13-й задачи КУЛП-36 г., часть II, по маршруту Тамбов – Балашов и обратно. Спустя 15-20 минут после вылета самолет был замечен над деревней Сухотинка (30 км южнее Тамбова) идущим по маршруту на высоте слоя облаков и временами скрываясь в облаках. Непосредственно перед катастрофой самолет вышел из облаков в положении крутой левой спирали с работающим мотором. Зарываясь все больше, самолет перешел в отвесное пикирование и с работающим мотором ударился о землю в открытом поле в 1 км юго-западнее деревни Наро-Тамбов Сампурского района Воронежской области. Курсант и штурман погибли. Катастрофа произошла в 12:35.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС П-5
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Ш869
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 22.10.1934
Заводской номер ВС 7986
Наработка ВС (часы) 585
Наработка ВС (циклы) 2120
Силовая установка 02892


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение 2-я школа летчиков ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Тамбов
Пункт назначения Балашов
Начальный пункт маршрута Тамбов
Конечный пункт маршрута Балашов


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     В день происшествия на этом самолете были совершены 1 тренировочный полет и 3 полета по кругу без замечаний к материальной части.
    Задание на полет предусматривало навигационный полет на высоте 1000 м в Балашов и обратно, не заходя в облака. В случае встречи облачности ниже 600 м курсант должен был возвратиться обратно в школу.
    После катастрофы труп курсанта лежал в обломках самолета, уткнувшись головой в колпак и с правой рукой, продетой по плечо в световое отверстие в зените колпака.
    Попыток воспользоваться парашютами не было. Замки привязных ремней у обоих членов экипажа закрыты.
    Наиболее вероятно, что курсант, набрав высоту и став на курс, в целях тренировки в технике пилотирования по приборам (на следующий день был назначен зачет полета под колпаком) закрыл кабину колпаком, хотя не имел на это задания. В закрытой кабине с пилотированием он не справился, вошел в положение крутой спирали и выйти из него не смог. Потеряв управление, курсант пытался открыть кабину, но не успел этого сделать, или по причине отсутствия вытяжного кольца на замке закрытой кабины (опорную стойку замка с упора, при отсутствии вытяжного кольца, надо было срывать пальцами) не смог этого сделать и самолет ударился о землю.
    Отдача стабилизатора до отказа (найден установленным на максимально положительный угол, полностью отданным от себя) и невыключение мотора является результатом растерянности и полного отсутствия представления о положении самолета в пространстве.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     1) Нарушение курсантом задания и самовольное совершение им полета в облаках (как результат неточного пилотирования по приборам) в закрытой кабине, возможно даже с предварительного согласия штурмана.
    2) Недостаточная подготовка курсанта по технике пилотирования вслепую и общая слабая теоретическая подготовка.
    3) Срыв самолета по ошибке в технике пилотирования в крутую спираль и неумение курсанта вывести его из этого положения в режим горизонтального полета.
    4) Неисправность замка закрытой кабины (отсутствие вытяжного кольца), в связи с чем пилот не мог вовсе или, по крайней мере, своевременно освободиться от колпака.
    Косвенными причинами являются:
    1) Переоценка инструктором летных качеств курсанта, что последнему дало повод к излишней самоуверенности.
    2) Совершение неоднократно полетов без кольца у механизма замка закрытой кабины, что приучило курсанта к терпимому отношению к этой неисправности.
   
    Заключение Главной инспекции ГВФ:
    1) Неисправность замка закрытой кабины из-за отсутствия вытяжного кольца, по причине которой курсант не мог открыть замка и вывести самолет из спирали.
    2) Недостаточная подготовка курсанта в технике слепого пилотирования, в первую очередь, вследствие исключения из программы его обучения упражнения по выводу самолета из глубокого виража, крутой спирали или штопора в условиях слепого полета (упражнение №4 задачи №12 КУЛП-36 г., часть II). Курсант не был обучен ни определению спирального положения самолета под колпаком, ни способам вывода самолета из этого положения.
    3) Поэтому нарушение курсантом прямого задания на полет при условии, что запрещения на полет под колпаком он не имел, является не прямой, а второстепенной причиной катастрофы.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2018, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.