Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа П-5 Узбекско-Таджикского управления ГВФ в районе Куляба
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  21 ноября 1936 г.
Время:  17:00
Страна:  СССР
Место происшествия:  Таджикская ССР, 10 км северо-северо-западнее Куляба
Тип ВС:  П-5
Регистрация ВС:  СССР-Л1892
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Узбекско-Таджикское управление ГВФ
 


Описание
    Два пилота 23 транспортного отряда Узбекско-Таджикского управления ГВФ 21 ноября 1936 г. выполняли грузовые перевозки на самолете П-5 Л-1892 между аэропортами Сталинабад и Куляб. Первый пилот произвел два рейса. В 16:50 его сменщик, совершавший свой третий рейс, взлетел с а/д Куляб. На борту находился груз: 6 мешков пшеницы весом 425 кг. Сделав круг над аэропортом и набрав высоту 800 м, пилот лег на курс на Сталинабад. После 10-ти минутного полета, в момент нахождения самолета над горной местностью на истинной высоте 200-300 м, произошла авария мотора: обрыв нижней головки главного шатуна цилиндра №3 с разрушением сепаратора, обломками был пробит картер. Пилот был вынужден выключить мотор и производить вынужденную посадку на непригодной местности. Производя вынужденную посадку прямо перед собой, пилот допустил большую скорость приземления, вследствие чего самолет, коснувшись колесами о бугор, снес шасси и скапотировал. Пилот погиб. Самолет разбит на 100%. Катастрофа произошла в 17:00 в 10 км северо-северо-западнее Куляба.
    На установленный на самолете мотор 05.06.1936 г. заведен временный формуляр (старый утерян). Он содержит записи о наработке 234 часа в 24 отряде и два технических акта о ремонте в Ташкентских мастерских в декабре 1935 г и в сентябре 1936 г. Выйдя из последнего ремонта, мотор установлен на самолете П-5 Л-1892 и отработал 130 часов с ресурсом 250 часов. Ввиду потери старого формуляра точная его наработка неизвестна.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС П-5
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л1892
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1935
Заводской номер ВС 9492
Наработка ВС (часы) 1341
Наработка ВС (циклы) 954
Силовая установка 268970


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Узбекско-Таджикское управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Куляб
Пункт назначения Сталинабад
Начальный пункт маршрута Куляб
Конечный пункт маршрута Сталинабад


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     1) Основной причиной катастрофы является авария мотора, произошедшая, предположительно, из-за:
    а) форсирования газа;
    б) недоброкачественности ремонта;
    в) переработки амортизационного срока вследствие отсутствия основного формуляра.
    2) Непосредственной причиной катастрофы является посадка на непригодной горной местности, которую пилот был вынужден производить прямо перед собой из-за малой (200 м) высоты полета над местностью, и скоростной капот.
    Техническая комиссия считает, что причиной обрыва нижней головки главного шатуна №3 явилось:
    1) Наличие масляного колодца и масляного сверления в месте перехода тела шатуна к проушине прицепного шатуна, ослабляющее сечение головки, что является недостатком шатунов данной (старой) конструкции.
    2) Недоброкачественная термообработка шатуна, о чем свидетельствует крупнокристаллическое строение материала в местах разрыва.
    3) Возможное применение форсирования мотора, вызвавшее возрастание динамических нагрузок на детали кривошипно-шатунного механизма.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2018, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.