Экипаж самолета ТВС-2МС (Ан-2, переоборудованный на турбовинтовой двигатель) выполнял рейс №9280 Нарьян-Мар - Харута. На борту находились экипаж в составе КВС и КВС-инструктора, выполнявшего обязанности второго пилота, 10 взрослых пассажиров и 1 ребенок. Взлет производился с ГВПП-21 с курсом 209° на лыжном шасси, днем при следующих метеоусловиях: ветер 210° 7 м/с, видимость 5000 м, слабый ливневый снег, поземок, значительная кучево-дождевая облачность высотой 330 м, сплошная облачность высотой 650 м, температура воздуха -3°С.
Сразу после взлета в 10:26, в процессе первоначального набора высоты произошло энергичное увеличение угла тангажа на кабрирование, сопровождаемое потерей скорости, с последующим кренением самолета вправо. На высоте 30-40 м, самолет перешел в правый разворот со снижением. Развернувшись примерно на 270° относительно курса взлета, он с МК=141° столкнулся с землей на заснеженном поле на территории аэропорта (на удалении 1660 м от КТА с азимутом 234°, правее ГВПП-21) и разрушился. Пожара не было. Одна пассажирка погибла в момент катастрофы. Остальные пассажиры и члены экипажа получили тяжелые ранения. Ребенок 4-х лет и взрослый пассажир скончались в больнице в день происшествия. 10 января 2018 г. еще один пассажир скончался в Архангельской областной клинической больнице.
После переоборудования в ТВС-2МС в январе 2016 г самолет налетал 351 час 17 минут.
Согласно сводно-загрузочной ведомости на борту находилось 63 кг почты и 157 кг багажа. Взлетная масса составляла 5469 кг, что не выходило за ограничения РЛЭ (5500 кг). Комиссией установлено, что фактически перед вылетом на борту находилось 80 кг почты и 247 кг багажа. Таким образом, взлетная масса составляла 5542 кг, что на 42 кг превышало допустимую. По расчетам комиссии, значение центровки при расчете по центровочному графику из РЛЭ составило не менее 32.5% САХ, по моментам - не менее 34% САХ. Установленное РЛЭ эксплуатационное ограничение центровки самолета ТВС-2МС составляет 29,5% САХ. Таким образом, при вылете самолета центровка превышала предельно допустимую заднюю. Если для расчета центровки использовать имевшиеся у экипажа данные из сводно-загрузочной ведомости, то она составит около 32% САХ, что также превышает эксплуатационное ограничение. При этом комиссией выявлено, что расчет центровки по представленному в РЛЭ графику занижает центровку в среднем на 2% по сравнению со значением при расчете по представленной разработчиком формуле моментов. Также установлено, что при наличии на борту максимально разрешенной загрузки пассажиров (12 чел) без багажа центровка составит не менее 31% САХ, а любое количество багажа приведет к еще большему ее увеличению.
|