Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа У-2 Уральского аэроклуба Осоавиахима в Уральске
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  14 мая 1938 г.
Время:  11:15
Страна:  СССР
Место происшествия:  Казахская ССР, Уральская область, г. Уральск
Тип ВС:  У-2
Регистрация ВС:  СССР-Т210
Авиакомпания:  Осоавиахим, Уральский аэроклуб
 


Описание
    Начальник летной части Уральского аэроклуба Осоавиахима выполнял учебно-тренировочный полет для проверки техники пилотирования проверяющим – командиром 28 авиаотряда СКУ ГВФ. В 11:15, на высоте 200-250 м, при глубоком развороте, самолет вошел в штопор и из-за недостатка высоты, при выводе из штопора врезался в землю. Оба пилота погибли.
    Расследованием установлено: при подготовке самолета к полету выяснилось, что ручка управления в передней кабине не законтрена в своем гнезде, о чем моторист доложил начальнику летной части. Тот, попробовав посадку ручки, не принял никаких мер по устранению дефекта. Ручка в январе месяце вынималась, когда самолет использовался для сброса парашютистов. После этого 4 месяца самолет не летал.
    После взлета экипаж набрал высоту 450 м и сделал два мелких виража и несколько глубоких, после чего с горизонтального полета произвел нормальный срыв в штопор, из которого вывел самолет на высоте 100-150 м от земли и взял направление на предполагаемый аэродром аэроклуба, набрав 200-250 м высоты. На этой же высоте самолет прибыл к аэродрому. Не долетая до центрального круга, экипажем был сбавлен газ. Самолет вошел в глубокую спираль. Сделав 1/2…1 виток, он перешел в штопор, в котором сделал 2…2,5 витка, после чего около самой земли, на высоте 30 м, вышел из штопора и в пикирующем состоянии с выключенным мотором врезался в землю.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета полет по кругу
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС У-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Т210
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1937
Заводской номер ВС 9839
Наработка ВС (часы) 36
Наработка ВС (циклы) 162
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Авиакомпания Осоавиахим, Уральский аэроклуб
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Проверяющий допустил ряд грубых нарушений, позволив начальнику летной части аэроклуба пилотаж на низкой высоте, штопор до высоты 100-150 м, полет на высоте 200 м над аэродромом и глубокую спираль на высоте 200-250 м над центральным кругом аэродрома, не зная проверяемого, передоверив ему технику пилотирования и поздно вмешавшись в управление.
    Предположительно, у начальника летной части аэроклуба в передней кабине в момент глубокой спирали выпала ручка управления и самолет перешел в штопор на низкой высоте.
    Второе предположение: начальник летной части аэроклуба допустил ошибку в технике пилотирования во время глубокой спирали и перешел в штопор.
    Ручка из передней кабины была найдена переломанной впереди кабины. Ручка из второй кабины тоже была поломана, но нижняя ее часть сидела в гнезде.
    В обоих случаях, проверяющий мог, своевременно вмешавшись в управление, не допустить штопора на низкой высоте и, второе, соблюдая Наставление по летной службе, не допускать производить пилотаж и полет на низкой высоте.
    Наиболее вероятной комиссия считает первую предположительную причину, что незаконтренная ручка выпала из своего гнезда, так как срыва в штопор из-за ошибки в технике пилотирования у пилота с налетом 1300 ч (большая часть на У-2) быть не может. Во время выполнения виражей незаконтренная ручка могла расшататься и выйти из своего гнезда.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение комиссии: основной причиной катастрофы является нарушение летной инструкции и вылет на неисправной материальной части.
    Заключение Главной инспекции ГВФ:
    Причинами катастрофы являются:
    а) отсутствие дисциплины в Уральском аэроклубе Осоавиахима. Самолет выпущен в воздух в неисправном состоянии и с просроченным удостоверением (срок действия истёк 01.04.1938 г);
    б) Отсутствие контроля за полетом по проверке техники пилотирования со стороны начальника штаба Уральского аэроклуба, которому было указана начальником школы быть руководителем в проверке техники пилотирования, вследствие чего в оздух был выпущен неисправный самолет;
    в) нарушение командиром 28 авиаотряда СКУ ГВФ Наставления по летной службе, допустившем производство глубоких разворотов проверяемым на высоте 200-250 м;
    г) ошибка в технике пилотирования проверяемого начальника летной части аэроклуба, не исправленная своевременно проверяющим;
    д) назначение начальником летной школы Осоавиахима г.Уральска авиационно-безграмотного человека.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2018, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.