Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа ПР-5 треста "Ворошиловнефть" в районе Байсуна
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  20 декабря 1938 г.
Время:  10:25
Страна:  СССР
Место происшествия:  Узбекская ССР, Бухарская область, Байсунский район, 20 км юго-юго-западнее Байсуна
Тип ВС:  ПР-5
Регистрация ВС:  СССР-И87
Авиакомпания:  Наркомат нефтяной промышленности СССР, трест "Ворошиловнефть"
 


Описание
    Экипаж самолета ПР-5 треста «Ворошиловнефть» выполнял задание по перевозке служебных пассажиров – управляющего трестом Саакова и инженера треста в Термез. Самолет с 17 по 19 декабря был задержан в Самарканде из-за нелетной погоды по трассе. В ожидании полета служебные пассажиры требовали от пилота и начальника а/п Самарканд выпустить самолет в рейс. Не имея возможности выпустить самолет, начальник аэропорта 18 декабря предложил пассажирам выехать в Термез поездом, на что те согласились и получили от него требование на внеочередную выдачу железнодорожных билетов. Однако, ввиду отсутствия поездов, пассажиры снова в тот же день вернулись обратно в аэропорт.
    19 декабря, когда погода по трассе все еще была нелетной, пассажиры вновь настаивали на вылете, обвиняли пилота, что он не хочет летать, боится летать и т.д. А управляющий трестом показал пилоту радиограмму о необходимости быть в Термезе. Подобные настаивания пассажиров вынудили пилота «прятаться» от них и обратиться к старшему метеорологу а/п Самарканд с просьбой объяснить пассажирам невозможность вылета, что последним и было сделано, однако и здесь пассажиры говорили о возможности полета при высоте облачности 100 и.
    20 декабря пилот получил метеосводку, в которой из шести метеопунктов по трассе имелись данные о погоде четырех пунктов (не было Кирки и Байсуна – особенно важного пункта для определения возможности полета). Остальные пункты: Карши, Китаб, Термез – имели видимость от 200 до 1000 м, высоту облачности от 50 до 2000 м. Прогноз погоды, указанный в метеосводке, говорил о надвигающемся тумане с видимостью 500-1000 м в Китабе и ухудшении видимости в Термезе из-за снегопада.
    Начальник а/п Самарканд разрешил вылет и в 06:10 мск пилот вылетел в рейс, взяв курс на Байсун. Полет от Самарканда проходил над облачностью, но вершины гор были видны. При пролете Байсуна город был закрыт туманом (видимость 200-300 м), горы закрыты облаками. Спустя 15-17 минут полета после Байсуна самолет вошел в сплошную облачность. Пилот, рассчитывая, что находится в районе Ширабада, и боясь при продолжении полета перелететь государственную границу, пошел на снижение и в 07:55 мск на полной скорости налетел на западный склон безымянной горы в 20 км юго-юго-западнее Байсуна (110 км от а/п Термез) с уклоном около 70° на высоте 900 м. По склону треугольником спускается большой плоский каменный массив с несколькими уступами высотой 0,35 – 0,5 м, в один из которых самолет ударился шасси, после чего взлетел круто вверх и пролетел 25 м до следующего уступа, где сбил шасси и проскользил на фюзеляже вверх по склону около 50 м, разрушаясь. Ударившись мотором в большой камень, самолет свалился вправо с каменного массива на 0,5 м. Пилот был выброшен из самолета на месте второго удара, где было снесено шасси, и получил перелом ноги. Инженер треста умер через 13 часов от кровоизлияния в мозг вследствие удара головой. Управляющий трестом и бортмеханик получили ушибы. Бортмеханик, наименее пострадавший, ушел с места катастрофы и вышел к пастухам. 23 декабря оставшиеся у самолета пострадавшие вывезены и доставлены в больницу Термеза.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 0
Пассажиры 2 1
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС ПР-5
Регистрационный номер (id) ВС СССР-И87
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1937
Заводской номер ВС 120
Наработка ВС (часы) 334
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 08393


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Административный
Авиакомпания Наркомат нефтяной промышленности СССР, трест "Ворошиловнефть"
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Самарканд
Пункт назначения Термез
Начальный пункт маршрута Самарканд
Конечный пункт маршрута Термез


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основными причинами катастрофы являются:
    а) выпуск начальником а/п Самарканд самолета в рейс при нелетной погоде по трассе;
    б) небрежное отношение пилота к выпуску рейса – наспех познакомился с метеообстановкой по трассе, не проанализировал возможность полета при данной обстановке и вылетел в рейс при условиях погоды по трассе ниже установленного минимума;
    в) настоятельные требования пассажиров самолета о вылете в рейс, укоры пилоту, что он боится летать – несомненно оказали влияние на принятии неправильного решения пилотом о вылете в рейс 20.12.1938.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.