Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Столкновение Ми-8 и Ан-12 в аэропорту Нарьян-Мара
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  11 декабря 1997 г.
Время:  16:59
Страна:  Россия
Место происшествия:  а/п Нарьян-Мар
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  RA-24247
Авиакомпания:  Нарьян-Марский авиационный отряд
 


Описание
    Около 13:00 вертолет с тремя членами экипажа и врачом на борту вылетел в санитарный рейс для эвакуации больных из двух отдаленных поселков. Приняв на борт семь больных, экипаж вертолета в 16.57 мск совершил посадку на ВПП аэродрома совместного базирования Нарьян-Мар и, развернувшись на 180°, производил руление для освобождение взлетно-посадочной полосы. Руление осуществлялось в сторону РД №4, примыкающей к входному порогу ВПП с МКпос=63° справа. УВД вертолета осуществлялось диспетчерами гражданского сектора.
    В это же время на ВПП с МКпос=63° производил посадку самолет Ан-12БП (RA-12105) ВВС России, выполнявший коммерческий рейс с а/д Ермолино с 7-ю членами экипажа и двумя сопровождающими груз на борту.
    Заход на посадку производился по курсоглиссадной системе в метеорологических условиях, ниже минимума КВС 150х1500м. В 16.36 экипаж получил информацию об ухудшении погоды, а в 16.46 получил штормовое оповещение по видимости на аэродроме 1000 м. УВД осуществлялось диспетчерами гражданского и военного секторов. В 16.54 диспетчер круга перевел экипаж самолета Ан-12 на связь с руководителем зоны посадки (РЗП) военного сектора. В 16.55 экипаж самолета Ан-12 вышел на связь с РЗП на удалении 15 км. Руководитель зоны посадки информировал экипаж о погоде ниже минимума и дал указание выполнить проход над ВПП на высоте круга для уточнения видимости. На просьбу экипажа разрешить заход с посадкой РПЗ дал указание о полете по кругу.
    На удалении 8 км в районе точки входа в глиссаду экипаж самолета Ан-12 доложил об устойчивом наблюдении ВПП. РЗП разрешил снижение до ближнего привода и затем дал указание о выполнении полета в горизонте.
    Экипаж самолета Ан-12 не информировал РЗП о пролете ДПРМ и БПРМ, о готовности к посадке не докладывал.
    Диспетчерское разрешение на посадку экипажу самолета Ан-12 не давалось. Полагая, что указание диспетчера о полете в горизонте было дано по причине плохой видимости (а экипаж Ан-12 уже установил визуальный контакт с ВПП), экипаж Ан-12 вместо прохода над аэродромом произвел посадку. Экипаж Ми-8 в этот момент еще не покинул ВПП. На выравнивании самолет Ан-12 столкнулся с производившим руление вертолетом Ми-8 на удалении около 5 м от РД №4. Вертолет был обнаружен экипажем самолета Ан-12 в последний момент при подходе к ВПП после включения посадочных фар. Правой плоскостью крыла на большой скорости Ан-12 ударил по фюзеляжу Ми-8. От удара кабину вертолета оторвало и отбросило в сторону, что спасло жизнь членов экипажа Ми-8. Фюзеляж с пассажирами был охвачен огнем и все находившиеся в нем погибли. Лопасти несущего винта Ми-8 нанесли удары по носовой части Ан-12. Двое членов экипажа (штурман и борттехник - травматическая ампутация ног) и один пассажир самолета были ранены. Члены экипажа Ми-8 получили травмы различной степени тяжести.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 0
Пассажиры 8 8
На земле   0
Всего погибших 8


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета руление
Установленные причины АП ошибка служб УВД, нестандартные причины
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8Т
Регистрационный номер (id) ВС RA-24247
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 1987
Заводской номер ВС 98730918
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Санитарный
Авиакомпания Нарьян-Марский авиационный отряд
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Нижняя Пеша
Пункт назначения Нарьян-Мар
Начальный пункт маршрута Волоковая
Конечный пункт маршрута Нарьян-Мар


Подробные сведения

Выявленные при расследовании недостатки     Самолет Ан-12 был передан командованием ВВС научно-производственному объединению (НПП) «Вега-М» " «для выполнения полетов в экспериментальных целях, а также для перевозки грузов». Самолет не зарегистрирован в государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации. Полеты на нем были организованы указанным НПП. Коммерческая перевозка осуществлялась без разрешения ФАС России, без лицензий. Указанное НПП не имеет свидетельства эксплуатанта воздушного транспорта, выданного ФАС России. Обеспечение полета проходило по военной линии.
    Экипаж самолета Ан-12 был сформирован из работников НПП "Вега-М" и Ермолинского летно-испытательного исследовательского предприятия.
    Организация и выполнение указанных незаконных перевозок осуществлялись с грубейшими нарушениями положений воздушного кодекса РФ и действующих в гражданской авиации документов.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.