Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа ПС-41 Курсов высшей летной подготовки ГВФ в Тульской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  26 апреля 1940 г.
Время:  07:08
Страна:  СССР
Место происшествия:  Тульская область, Липицкий район, 1 км от дер. Синегубово
Тип ВС:  ПС-41
Регистрация ВС:  СССР-Л3529
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Курсы высшей летной подготовки ГВФ
 


Описание
    Экипаж выполнял перегонку нового самолета, предназначавшегося Курсам высшей летной подготовки ГВФ, по трассе Москва – Харьков – Минеральные Воды. В 06:05 самолет вылетел из а/п Москва. Полет до Тулы протекал нормально, на высоте не ниже 300 м, с путевой скоростью 290 км/ч. Самолет связи с землей не держал из-за низкой квалификации бортмеханика. В районе Тулы погода была усложнена облачностью высотой 300 м и видимостью по горизонтали 2-3 км из-за прохождения в это время полосы дождя. В полученной экипажем метеосводке указывалась вероятность осадков в этом районе. Пилот, встретив дождь, вслед за которым образовался местный туман, захвативший полосу по ширине 20 км и по длине с востока на запад до 100 км, потерял уверенность в правильности выданного ему прогноза, не имея связи с землей, что не позволило ему узнать состояние погоды впереди по трассе (в районе Харькова погода была благоприятная). Он перешел на бреющий полет. Такая склонность у этого пилота отмечалась и ранее.
    Пройдя Тулу в 06:53, пилот встретил низкую облачность, а затем туман. В чрезвычайно усложненной обстановке, не зная реальной местности, он решил лечь на обратный курс. Сделав разворот в непосредственной близости земли, пилот пошел на север, задевая верхушки редких деревьев, расположенных на гребне оврага глубиной до 40 м и шириной до 80 м. Пролетая овраг, пилот на короткое время потерял землю и стал снижаться, стремясь следовать рельефу земли, но плохая видимость (150-200 м) не позволила ему своевременно заметить противоположный склон оврага крутизной до 15°.
    В 07:08 самолет в режиме снижения, с убранными шасси, на скорости около 220 км/ч ударился в противоположный склон оврага в 1 км от деревни Синегубово Липицкого района Тульской области. При почти лобовом ударе экипаж (пилот, штурман и бортмеханик) был убит. В момент катастрофы правый мотор не работал. Предположительно, сдача мотора произошла незадолго до катастрофы, так как триммера находились в нейтральном положении, а винты стоят на малом шаге. Сдача мотора не имеет прямого отношения к катастрофе, так как самолет ПС-41 может производить горизонтальный полет и набирать высоту на одном моторе, что пилоту известно достаточно хорошо.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС ПС-41
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л3529
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1939
Заводской номер ВС
Наработка ВС (часы) 1
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Курсы высшей летной подготовки ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Москва (ЦА им М.В. Фрунзе)
Пункт назначения Харьков
Начальный пункт маршрута Москва (ЦА им М.В. Фрунзе)
Конечный пункт маршрута Минеральные Воды


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основной причиной катастрофы является нарушение пилотом наставления по летной службе, выразившееся в решении идти низом в усложненной метеообстановке, входе в туман и запоздалом принятии решения о выходе из него.
    Стремление пилотов при полетах на самолетах, допущенных к слепым полетам, в усложненной метеообстановке прижиматься к земле, является следствием недостаточной воспитательной работы, проводимой с ними командирами подразделений.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2018, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.