Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа ПС-9 Таджикского управления ГВФ в районе Куляба
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  29 мая 1941 г.
Время:  11:10
Страна:  СССР
Место происшествия:  Таджикская ССР, Кулябская область, 18 км северо-западнее а/п Куляб, р-н колхоза Большевик Колхозабадского района
Тип ВС:  ПС-9
Регистрация ВС:  СССР-Л112
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Таджикское управление ГВФ
 


Описание
    Экипаж 23 тао Таджикского управления ГВФ в составе пилота и второго пилота выполнял третий в день рейс с пассажирами по трассе Сталинабад – Куляб. В 08:00 мск (11:00 местного времени) самолет вылетел в обратный рейс из Куляба. На борту находилось 9 взрослых пассажиров, 2 ребенка и 265 кг багажа. Полетный вес 6184 кг был в пределах допустимого.
    Около 12 часов местного времени самолет был обнаружен на трассе в 18 км северо-западнее а/п Куляб, в урочище Саркез у колхоза «Большевик» Пахтаабадского сельсовета Колхозабадского района Кулябской области. Врезавшийся лобовым ударом в крутой склон (около 60°) в 15 м от его вершины самолет находился на краю пересеченного горного плато. Все находившиеся на борту 13 человек погибли. Катастрофа произошла в 08:10 мск.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 11 11
На земле   0
Всего погибших 13


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС ПС-9
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л112
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1931
Заводской номер ВС 112
Наработка ВС (часы) 5387
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 01319 06599


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Таджикское управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Куляб
Пункт назначения Сталинабад
Начальный пункт маршрута Куляб
Конечный пункт маршрута Сталинабад


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Выводы:
    а) Ввиду гибели экипажа и пассажиров, разрушения самолета, причины катастрофы могут быть установлены предположительно на основе осмотра самолета, места катастрофы, анализа барограммы, всех косвенных обстоятельств, а также географических и климатических условий местности.
    Катастрофа произошла при следующих обстоятельствах: вылетев с а/д Куляб в соответствии с имеющейся инструкции по эксплуатации неполноценного аэродрома, утвержденной в 1939 г., пилот, сделав правый разворот, лёг на курс с набором высоты. Пролетая над плато высотой 940 м над уровнем а/д Куляб и на истинной высоте 700 м (согласно барограмме), вследствие отказа мотора (или моторов) пилот был вынужден планировать на посадку, имея перед собой относительно ровную площадку размерами 500х800 м на плато. Планирование производилось с выбранным стабилизатором с вертикальной скоростью снижения 10-12 м/с. Расчет на посадку производился с прямой с незначительным доворотом влево на 10-15°. Однако расчет, который мог быть верным в аэродромных условиях, здесь оказался неточным вследствие нахождения плато на высоте 900 м над уровнем моря, окруженного холмами и предварительно сильно нагретого при температуре +50°С. Восходящие потоки воздуха в момент выравнивания приподняли самолет и тот пронесся через всю площадку. При этом пилот, очевидно, имел уверенность перетянуть последующий склон, отделявший его от хлопковых полей, лежащих под склонами плато в долине реки Кзыл-Су. При пересечении оврага самолет неожиданно был брошен нисходящим потоком вниз и пилот был поставлен перед угрозой лобового удара в крутой склон горы, не успевая ни отвернуть, ни набрать 20-30 м высоты, потребной для перетягивания гребня плато. В последний момент пилоты успели ударом по лапкам зажигания выключить правый мотор полностью и левый не полностью.
    б) Основной причиной катастрофы является сдача мотора, повлекшая за собой вынужденную посадку на пересеченную местность на значительной высоте над уровнем моря. Лобовой удар самолета в гору был следствием резко различного, интенсивного нагрева земной поверхности в середине дня на самом горном плато, окруженном холмами, создавшего сильные восходящие потоки на плато и нисходящие потоки в овраге за склоном холма. В результате этого выровненный для посадки самолет, будучи приподнятым восходящими потоками, пролетел площадку на значительной высоте (около 10 м), а, пролетев холм возле оврага, нисходящим потоком был брошен вниз и врезался в крутой склон оврага.
    На самолете были установлены два мотора М17Ф №01319 (1 капитальный и 6 заводских ремонтов) и №06599 (6 заводских ремонтов). Наработка после последнего ремонта каждого мотора составляет 21 час 35 минут.
    Наиболее вероятной причиной предполагаемого прекращения подачи горючего в мотор, вызвавшего его отказ, является:
    а) заедание иглы карбюраторов вследствие наличия пояска на отшлифованной поверхности иглы. Поясок не мог образоваться за 25-30 часов работы мотора и является результатом плохой шлифовки сработанности иглы по окружности на ремонтном заводе №89;
    б) заедание на оси поплавка правых карбюраторов: ось имеет неровности, небольшие раковины, потертость и плохую шлифовку при установке ее в карбюратор на заводе №89, производившем ремонт.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2018, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.