Пилот-инструктор УТО АЧКУ ГВФ выполнял задание по зондированию атмосферы в районе а/д Ростов-на-Дону на самолете ПС-41 Л-3515 18-го сводного авиатранспортного отряда АЧКУ ГВФ. Приехав в аэропорт, бортмеханик-радист направился к самолету для предполетного осмотра материальной части, а пилот пошел оформлять документацию и получать парашюты для себя и бортмеханика. К моменту прихода пилота бортмеханик, осмотрев самолет и заправку горючего, запустил для пробы на земле моторы. Положив парашюты, пилот вторично направился в аэровокзал за обмундированием, прислушиваясь к работе моторов. Моторы работали хорошо на всех режимах. По возвращении пилота к самолету, бортмеханик и аэролог занимали свои места в самолете, бортмеханик доложил о поной исправности самолета и моторов. Обороты обоих моторов на большом шагу давали 1800 об/мин и на малом газу 2100 об/мин. Пилот проверил работу моторов по приборам, вырулил на старт и в 06:02 начал взлетать. Во время конца пробега правый мотор дал кратковременные перебои, которые заметили бортмеханик и пилот. Однако направление взлета и оставшееся расстояние до леска не позволили пилоту сбавить газ и зарулить на старт. После отрыва самолета от земли моторы стали работать нормально. При подъеме пилот решил еще раз проверить правый мотор в полете по кругу над аэродромом. На высоте 300-400 м пилот проверил работу мотора с переключением поочередно на правое и левое магнето. Мотор работал хорошо, о чем пилот сообщил бортмеханику-радисту и стал производить набор высоты. После набора высоты 5000 м правый мотор дал несколько перебоев с выхлопами в патрубок и тряской во время перебоев.
Экипаж посмотрел на приборы, показания приборов были нормальными (П=1750 об/мин, Рмасла=3,5 кг/см2, Рбензина=0,14 кг/см2, t масла 75°, t воды 60°).
Бортмеханик предложил пилоту пойти на снижение, пилот согласился, убрал газ обоим моторам и перешел на пикирование. Затем бортмеханик посоветовал пилоту выключить правый мотор, что тот и сделал, закрыв жалюзи и капоты и перекрыв пожарный кран, вместо того, чтобы оставить его работать на малом газу и в случае нужды воспользоваться им. С работающим на малом газу левым мотором и выключенным, но вращающимся винтом правого мотора пилот продолжал снижаться в пределах аэродрома. Снизившись до высоты 400 м и проходя над аэродромом против ветра, пилот выпустил шасси и дал газ левому мотору. Левый мотор (возможно вследствие переохлаждения или по причине незакрытого высотного крана) вначале дал хлопки, а затем дал 1500-1600 об/мин вместо нормальных 1750 об/мин. Пилот стал делать левый разворот, но самолет имел большую инертность из-за выключенного правого мотора и малого крена, поэтому разворачивался с большим радиусом и выходил далеко за пределы аэродрома. Вместо того, чтобы немедленно убрать газ левому мотору, восстановив нормальную управляемость, и, имея высоту 350-300 м, сделать крутые развороты в пределах аэродрома и сесть на аэродром, пилот продолжал полет на плохо управляемом самолете, летевшем с увеличенной скоростью снижения. Выйдя далеко за пределы аэродрома и сделав второй разворот, пилот увидел, что при наличии оставшейся высоты ему не дотянуть до аэродрома, принял решение убрать шасси и произвести вынужденную посадку вне аэродрома. Во время процесса уборки шасси и выбора посадочной площадки, при наличии вокруг пересеченной местности с проходящей высоковольтной линией проводов, пилот упустил из внимания скорость самолета, которая дошла до 150-160 км/ч вместо нормальной скорости 180-190 км/ч, и к моменту выравнивания скорость настолько уменьшилась, что винт выключенного правого мотора остановился. На высоте 20-25 м пилот убрал газ левого мотора. Это, при наличии добавочного сопротивления от остановившегося винта правого мотора, создало резкое падение скорости и переход самолета в штопор с опусканием носа и сваливанием на правое крыло. Самолет ударился о землю вначале правой плоскостью затем кабиной Ф-1, правым и левым моторами в 2 км восточнее аэродрома. Находившийся в Ф-1 аэролог убит, пилот и бортмеханик получил ушибы и легкие ранения.
|