Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа L-410UVP-E20 а/к Хабаровские авиалинии в Нелькане
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  15 ноября 2017 г.
Время:  13:11
Страна:  Россия
Место происшествия:  Хабаровский край, Аяно-Майский район, 1 км от а/п Нелькан
Тип ВС:  L-410UVP-E20
Регистрация ВС:  RA-67047
Авиакомпания:  Хабаровские авиалинии
Рейс:  НИ 463
 


Описание
    Самолет выполнял пассажирский рейс НИ 463 по маршруту Хабаровск - Чумикан - Нелькан. На борту находились 5 пассажиров и 2 члена экипажа, а также 410 кг груза.
    Полет по установленному маршруту проходил без отклонений. За 30 минут до подлета к аэродрому Чумикан экипаж, оценив остаток топлива, передал запрос диспетчеру на изменение маршрута полета без посадки в Чумикане. Первоначально, посадка в Чумикане планировалась для дозаправки. Диспетчер разрешение на изменение плана полетов дал.
    В 12:35 местного времени экипаж вышел на связь с диспетчером КДП п.п. Нелькан и получил от него условия захода на посадку и фактическую погоду. Заход на посадку осуществлялся на ВПП 04 (МКпос 41°) через ОПРС, по правой «коробочке», в соответствии с установленной схемой. Метеоминимум для данного вида захода составляет 360х3000 метров, фактические метеоусловия не препятствовали выполнению захода.
    Заход на посадку выполнялся с закрылками 18°, шасси были выпущены. Посадочная масса по расчету составила около 5300 кг, расчетная скорость захода на посадку для данной посадочной массы и положения закрылков составляла около 80 узлов
    После начала снижения по глиссаде экипаж доложил о готовности к посадке и получил соответствующее разрешение диспетчера. В процессе снижения по глиссаде, на удалении около 5 км и высоте около 400 м, был отключен автопилот. Активное пилотирование выполнял КВС. При визуальном наблюдении ВПП КВС принял решение на выполнение посадки.
    После отключения автопилота оба РУВ были установлены на малый шаг, после чего экипаж выполнил карту контрольных проверок перед посадкой. Снижение по глиссаде на данном этапе выполнялось на скоростях 100-115 узлов.
    Особая ситуация в полете начала развиваться в 13:10:30 - появляется разница в величине оборотов правого и левого винтов (величина оборотов правого винта больше), причем со временем эта разница продолжала увеличиваться.
    В 13:10:38 на истинной высоте около 170 м и приборной скорости 108 узлов при постоянном положении руля направления и отсутствии крена значение магнитного курса за 5 секунд увеличилось на 10° (вправо), после чего, в 13:10:44, при положении обоих РУД на «прямую» тягу началась регистрация разовой команды о включении Бета-режима правого двигателя (установка шага воздушного винта на величину меньше полетного малого газа). Бета-режим предназначен для создания отрицательной тяги воздушного винта и торможения самолета после посадки, включение его в полете не допускается. Данный режим сохранялся вплоть до столкновения самолета с землей. В ту же секунду положение обоих РУД было увеличено с 15 до 25°.
    Практически с этого же момента времени (13:10:44) у самолета начал развиваться правый крен, который через 4-5 секунд достиг величины 20-25°. На протяжении следующих 7-8 секунд правый крен изменялся в диапазоне 15-25°, при этом экипаж для балансировки самолета использовал отклонение педалей (примерно половина хода) и элеронов (вплоть до максимального). В 13:10:46 (через 2 сек. после срабатывания разовой команды о включении Бета-режима) на правом воздушном винте наблюдается заброс скорости вращения до приблизительно 2300 оборотов в минуту, при этом разница в величине оборотов правого и левого воздушных винтов продолжала сохраняться.
    Экипаж распознал причины развития особой ситуации: КВС в 13:10:48 произнес: «Тихо, тихо. Что случилось?», на что второй пилот в 13:10:51.5 ответил: «Бета режим работает». В РЛЭ самолета действия экипажа при самопроизвольном включении Бета-режима в воздухе описаны не были, поскольку разработчиком самолета данная ситуация рассматривалась как практически невероятное событие.
    Дальнейшая ситуация развивалась в течение около 9 сек. Самолет продолжал снижаться и начал энергично терять скорость. Управляющие действия экипажа рычагом управления нормально работающего левого двигателя, а также элеронами, рулями высоты и направления не привели к разрешению особой ситуации. Воздушный винт правой силовой установки не флюгировался, правый двигатель работал вплоть до окончания записи параметрического самописца.
    В 13:10:53, на истинной высоте около 100 м и приборной скорости 76 узлов, при вертикальной перегрузке ~1.15 g сработала сигнализация о приближении к сваливанию. Через 3-4 секунды, на истинной высоте около 80 м и приборной скорости 72 узла, при вертикальной перегрузке 1.2 – 1.25 g, самолет начал интенсивно вращаться по крену вправо, выполнив полный переворот вокруг продольной оси («бочку»).
    В 13:11 на удалении около 1400 м от входного торца ВПП 04 с истинным азимутом 187° самолет с большой вертикальной и малой поступательной скоростями полета (расстояние от места первого касания земли до полной остановки самолета составило около 3 м) столкнулся с землей среди мелколесья с небольшим левым креном и полностью разрушился. Пожара не было. Ребенок 3-х лет получил тяжелые травмы. Остальные пассажиры и члены экипажа погибли.
    Фактическая погода в а/п Нелькан в момент АП: ветер 20°, до 4 м/с, видимость более 10 км, облачность разбросанная на высоте 900 м, сплошная на высоте 2100 м, давление 733 мм рт.ст., температура -25°С.
   
   
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 5 4
На земле   0
Всего погибших 6


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП ведется расследование
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС L-410UVP-E20
Регистрационный номер (id) ВС RA-67047
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 17.12.2015
Заводской номер ВС 3010
Наработка ВС (часы) 1693
Наработка ВС (циклы) 1071
Силовая установка 144010 144011


Сведения о рейсе

Номер рейса НИ 463
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Хабаровские авиалинии
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Хабаровск
Пункт назначения Нелькан
Начальный пункт маршрута Хабаровск
Конечный пункт маршрута Нелькан


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2018, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.