Старший пилот гидроотряда Якутской авиагруппы ГВФ Бережной 24 июня 1941 г. проводил тренировку на гидросамолете ПС-7 Л-1478 вновь прибывшего в отряд пилота II Слабковского, который ранее работал на сухопутных самолетах ПС-7, а в гидроавиации никогда не работал. В зоне Бережной показал Слабковскому вначале мелкие и глубокие виражи, затем полет на одном моторе, после этого началась тренировка взлета и посадки на воду. Пилот Слабковский на незагруженном самолете со старшим пилотом Бережным успел сделать только 10 полетов по кругу, после чего тренировка прекратилась, так как Бережной получил от начальника Якутской авиагруппы новое задание: срочно вылететь с главным инженером группы и пилотом Слабковским в Чуран (на гослинии Якутск – Иркутск, 300 км от Якутска), где требовалось оказать самолету Н-154, на котором летел командир отряда Каратеев, техническую помощь (прогорел поршень у мотора) и вывезти оттуда задержавшихся по этой причине делегатов на пленум Якутского обкома ВКП (б). Бережной предложил Слабковскому самостоятельно пилотировать самолет до Чурана, что тот под его наблюдением (из 2-й кабины) выполнил и благополучно прилетел в место назначения, произведя посадку на реку Лена.
Перед вылетом из Чурана в обратный рейс, по приказанию Каратеева и начальника гидропорта Чуран, на борт с самолета Н-154 пересели 7 пассажиров (не делегаты пленума, так как последние к прилету ПС-7 Л-1478 уже улетели). Пилот Слабковский после выполнения указания Бережного поставить стабилизатор по прибору на -2° (что фактически соответствовало бы положительному углу атаки стабилизатора +2°, так как градуировка на приборе была обратная) начал производить взлет в 10:15 мск. Указание Бережного означало, что нужно было отдать штурвал от себя на 2°.
Взлет с самого начала происходил ненормально. Самолет, раскачиваясь из стороны в сторону, все время шёл на пятках поплавков, стараясь оторваться без скорости, однако, все же взлет пилотами прекращен не был. Отделившись от воды, самолет сразу же перешел в кабрирование, так как пилот Слабковский перед взлетом, как это после выяснилось, не отдал от себя стабилизатор на 2°, а, наоборот – выбрал его на себя на 2°. Видя это, Бережной отдал штурвал руля высоты от себя и одновременно крикнул Слабковскому отдать также стабилизатор, но так как рулей глубины не хватало, а Слабковский стабилизатор не отдал, то самолет с критическим углом набора продолжал еще некоторое время набирать высоту. Видя, что создавшееся положение не исправляется, Бережной убрал газ, а Слабковский в этот момент выбрал до отказа на себя стабилизатор, после чего самолет окончательно потерял скорость и, свалившись на левое крыло, с высоты 10-12 м перешел в штопорное положение. Ударившись о воду, самолет перевернулся и затонул, удержавшись на поверхности воды на поплавках. Экипаж и пассажиры мгновенно очутились под водой. Членам экипажа (пилотам, бортмеханику и главному инженеру Якутской авиагруппы) удалось вынырнуть, а все 7 пассажиров остались в самолете и утонули. Самолет был вытащен из воды на берег только через 6 часов.
|