Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа ПС-43 Особой авиагруппы связи ГВФ в районе Архангельска
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  04 октября 1941 г.
Время:  10:34
Страна:  СССР
Место происшествия:  Архангельская область, 10 км южнее а/д Архангельск (Кегостров)
Тип ВС:  ПС-43
Регистрация ВС:  СССР-Л3031
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Особая авиагруппа связи ГВФ
 


Описание
    2 октября 1941 г. командир 3 отряда Особой авиагруппы связи ГВФ дал задание пилоту вместе с бортмехаником выполнить рейс Москва – Архангельск – Москва. Полет имел целью доставить фельдъегеря НКВД с документами Главного управления связи Красной Армии. В качестве пассажиров на борту находились двое работников Главного управления Оборонстроя НКВД СССР.
    В 13:10 пилот на самолете ПС-43 Л-3031 вылетел из Москвы и в 17:30 прибыл в Архангельск. О цели полета и о своем прибытии пилот доложил дежурному диспетчеру а/п Архангельск и сообщил, что вместе с фельдъегерем он должен 3 октября в 09:00 вылететь обратно в Москву. Заявка на вылет в 9 часов 3 октября была принята, но ввиду плохой погоды в Архангельске и по трассе Архангельск – Москва вылет был отложен и перенесен на 4 октября на 9 часов.
    3 октября в 23:00 заместитель начальника штаба авиадивизии ВВС КА в Архангельске позвонил комиссару Особого Северного отряда ГВФ и передал ему по распоряжению командующего ВВС АрхВО на самолете ПС-35 доставить в Москву депутата Верховного Совета СССР тов. Тойво Антикайнена. Комиссар отряда доложил, что на аэродроме нет пассажирского самолета ПС-35, а есть почтовый самолет ПС-43, не приспособленный для перевозки пассажиров. Заместитель начальника штаба авиадивизии ВВС КА в Архангельске доложил об этом командующему ВВС АрхВО, после чего комиссар отряда получил задание доставить тов. Антикайнена в Москву на самолете ПС-43. Комиссией установлено, что никто из командного состава ВВС АрхВО не имел ни малейшего представления о самолете ПС-43 и только предполагал, что это двухмоторный пассажирский самолет, так как в ВВС КА этих типов самолетов никогда не было.
    4 октября в 09:55 тов. Антикайнен с секретарем обкома Парфеновым и работником обкома Будановым прибыли на аэродром Архангельск (Кегостров). Комиссар Особого Северного отряда ГВФ лично предупредил Антикайнена, что самолет ПС-43 не приспособлен для перевозки пассажиров, посоветовал отложить полет до 5-го числа и вылететь самолетом ПС-84, так как в это время из Москвы уже вылетели четыре таких пассажирских самолета с английской и американской делегациями, приезжавшими на конференцию в Москву. Тов. Антикайнен заявил, что ему необходимо очень быстро добраться в Москву и полет отложить он не может.
    Из показаний обслуживающего персонала аэропорта Кегостров следует, что материальная часть самолета была в порядке, как во время рейса Москва – Архангельск 2 октября, так и при вылете из Архангельска. Никаких ненормальностей не было. Бортмеханик экипажа лично подготавливал самолет к вылету на 3-е, затем на 4 октября. Перед вылетом работа мотора была проверена бортмехаником и затем пилотом.
    После опробования мотора на земле пилот в 10:05 вылетел на Москву с бортмехаником, тов. Антикайненом, фельдъегерем и начальником санчасти особого Северного отряда ГВФ на борту.
    Прогноз погоды перед вылетом по маршруту Архангельск – Вологда был следующим: облачность сплошная, слоистая, дождевых форм, высотой 150-200 м с постепенным повышением от Емца до 200-300 м, дождь, видимость 4-2 км, ветер западной четверти 18-25 км/ч, температура воздуха +5…7°С.
    Летному составу, в том числе пилоту ПС-43, было дано штормовое предупреждение, что в районе Архангельска ветер усилится до 14-16 м/с с порывами до 18 м/с.
    Фактическая погода за 10:00 в районе Архангельска была: облачность 10 баллов высотой 200 м, видимость 3 км, дождь, ветер северо-западный 13 м/с, порывы до 18 м/с. В районе Емца облачность 10 баллов высотой 300 м, видимость 3 км, ветер северо-западный 4 м/с.
    Пробыв в воздухе 12…15 минут, пилот, по-видимому, из-за ухудшения погоды, решил вернуться в Архангельск. Не долетая 10 км до Архангельского аэропорта (Кегостров), пилот заметил строящийся аэродром (строительство НКВД №203, объект №178), пригодный для посадки, и решил произвести на него посадку. Подойдя к аэродрому с курсом 45°, пилот выпустил шасси и стал заходить на посадку строго против ветра, но при первом заходе посадку не произвел ввиду того, что на площадке находились рабочие с подводами. При заходе на второй круг на высоте 40…50 м пилот допустил крутой разворот с последующим переворотом вверх колесами и, потеряв скорость, ударился о землю. При ударе о землю самолет сделал обратный капот и загорелся. Бортмеханик был выброшен вместе с фонарем кабины на 10 м от самолета, ударился головой в дерево и был убит. Остальные 4 человека погибли при ударе в самолете. Катастрофа произошла в 10:34 на 10-м километре железнодорожной ветки Исакогорка – Молотовск.
    Разборка и осмотр мотора показали, что он был в исправном состоянии и работал до удара о землю нормально.
    Комиссия пришла к заключению, что при наличии порывистого ветра, доходившего до 18 м/с, потеря всякой управляемости самолета возможна, так как заход на развороте был совершен со скоростью менее 180 км/ч. Если пилот не успел убрать закрылки, выпущенные при первом заходе, то явление переворота самолета еще более вероятно, так как момент запаса элеронов у самолета ПС-43 невелик, а при выпущенных закрылках скорость при развороте не превышала, очевидно, 120-130 км/ч, при которой самолет в поперечном отношении почти неуправляем, что подтверждается госиспытаниями и специальными исследованиями на боковую устойчивость, производившихся в НИИ ГВФ в 1940 г.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 3 3
На земле   0
Всего погибших 5


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета уход на второй круг
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС ПС-43
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л3031
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС
Заводской номер ВС 531
Наработка ВС (часы) 97
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 25522


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Военные задачи
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Особая авиагруппа связи ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Архангельск (Кегостров)
Пункт назначения Москва (Мячково)
Начальный пункт маршрута Архангельск (Кегостров)
Конечный пункт маршрута Москва (Мячково)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основными причинами катастрофы явились:
    1) Неблагоприятные метеоусловия, заставившие пилота возвратиться обратно к месту вылета.
    2) Ошибки пилота в технике пилотирования, заключающиеся:
    а) в допуске разворота на малой высоте;
    б) в недооценке сильного порывистого ветра при этом развороте, опасного даже для нормального горизонтального полета на низкой высоте.
    3) Недостаточное знание особенностей пилотирования данного самолета и ограничений, которые установлены для этого типа самолетов при виражах (см. РЛЭ ПС-43, стр.34)
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     строительство НКВД №203, объект №178 - будущий а/д Васьково
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.