Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа ПС-9 Грузинского управления ГВФ на а/д Вазиани
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  23 октября 1941 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Вазиани
Тип ВС:  ПС-9
Регистрация ВС:  СССР-Л157
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Грузинское управление ГВФ
 


Описание
    В 08:00 23 октября 1941 г. пилот 247 авиаотряда Грузинского управления ГВФ Козодубов с бортмехаником Зиновьевым вылетел с а/д Тбилиси для выполнения задания Штаба ВВС КА по сбрасыванию воздушного десанта на а/д Вазиани, куда прибыл и произвел нормальную посадку. Приняв на борт парашютистов, пилот совершил первый полет, причем на взлете самолет развернуло на 15-20°. После посадки пилот принял на борт вторую группу парашютистов и начал производить взлет. На разбеге самолет резко развернулся влево. Пилот прекратил взлет, предполагая, что разворот самолета произошел вследствие неправильной по отношению ветра разбивки старта. Подрулив на старт, пилот вышел из самолета и лично проверил направление ветра и разбивку старта. Установив, что старт выложен правильно, он начал вторично производить взлет. Самолет опять развернуло влево. Пилот и на этот раз прекратил взлет и порулил на старт. Бортмеханик Зиновьев, зная, что накануне им были установлены грязеочистители, решил проверить, не трётся ли левое колесо самолета о грязеочиститель. С помощью двоих подошедших воентехников бортмеханик срезал резину очистителя, оставив между левой покрышкой колеса и грязеочистителем зазор в 2-3 мм. Экипаж самолета сделал вывод, что причиной разворота на разбеге было трение левого колеса о грязеочиститель, и после увеличения зазора между грязеочистителем и колесом пилот решил произвести третий взлет. На разбеге самолет начало разворачивать влево. Для восстановления прямолинейности взлета пилот уменьшил обороты правого мотора и самолет нормально оторвался от земли. На выдерживании, на высоте 2-3 м, самолет резко развернуло на 90° влево и накренило на левое крыло. Попытки пилота выровнять самолет и поставить его в прежний режим ни к чему не привели, так как самолет не слушался рулей управления. Теряя высоту, самолет коснулся левым колесом земли, пробежал на нем около 88 м, после чего коснулся земли и вторым колесом. Пробежав 9 м, самолет перешел на нос и ударился о землю пилотской кабиной и правой плоскостью. До удара о землю моторы работали на максимальной мощности и пилотом выключены не были. При ударе о землю погибли командир взвода и красноармеец. Пилот получил ранение ступни левой ноги. Бортмеханик получил незначительное ранение головы. Самолет разбит на 100%.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 0
Пассажиры 7 2
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС ПС-9
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л157
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1934
Заводской номер ВС 158
Наработка ВС (часы) 5138
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 2-5918 2-4049


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Военные задачи
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Грузинское управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Вазиани
Пункт назначения Вазиани
Начальный пункт маршрута Вазиани
Конечный пункт маршрута Вазиани


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Расследованием установлено, что при обслуживании самолета в а/п Тбилиси авиатехник Евстафьев обнаружил обрыв двух ниток правого (короткого) троса руля поворота и доложил инженеру Гутману о необходимости замены тросов руля поворота. Инженер дал распоряжение о замене тросов руля поворота. На следующий день инженер Гутман спросил Евстафьева, сделал ли он троса. Евстафьев ответил: «Сделал».
    Фактически же авиатехник, по его показаниям, снял трос и, проверив его, пришел к выводу, что трос хороший. Зачистив нитки, он поставил трос на место и небрежно (или с целью диверсии) ввернул и законтрил тендер сталистой проволокой вместо медной проволоки диаметром 1 мм (которой, по его показаниям, у него не было), вследствие чего в полете произошло рассоединение троса.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     1) Основной причиной катастрофы является рассоединение тендера правого троса руля поворота.
    2) Виновниками катастрофы являются:
    а) Авиатехник Евстафьев, который 20 октября 1941 г.доложил инженеру Гутману о необходимости замены тросов руля поворота. Получив распоряжение от Гутмана о замене тросов, авиатехник этого распоряжения не выполнил. 21 октября Гутман спросил Евстафьева, закончена ли им работа по смене тросов. Евстафьев ответил, что работа по замене тросов произведена. Фактически же авиатехник работу не выполнил и умышленно пошел на обман инженера Гутмана, доложив ему, что троса заменены.
    б) Бортмеханик Зиновьев, грубо нарушивший наставление по летной службе §504 п. «в», не обеспечив исправности вверенного ему самолета.
    в) Инженер Гутман, который не проверил выполнение авиатехником Евстафьевым работы и слепо доверился ему (нарушение §477 п. «в» наставления по летной службе).
    г) пилот Козодубов, грубо нарушивший §283 и 498 п. «м» наставления по летной службе, не произвел должного приема и предполетного осмотра самолета, не установил истинную причину разворота самолета при повторных взлетах и во время разворота самолета в воздухе не выключил моторы и не произвел посадку прямо перед собой, а пытался продолжить взлет на явно неисправном самолете.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.