Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Г-1 Якутской авиагруппы ГВФ в Вилюйске
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  14 августа 1942 г.
Время:  15:05
Страна:  СССР
Место происшествия:  Якутская АССР, Вилюйск
Тип ВС:  Г-1
Регистрация ВС:  СССР-Н285
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Якутская авиагруппа ГВФ
 


Описание
    14 августа 1942 г. в 09:00 мск пилот транспортного отряда Якутской авиагруппы ГВФ, совершая очередной рейс Якутск – Сунтары, прибыл на самолете Г-1 Н-285 в гидропорт Вилюйск.
    Сделав круг и определив направление и место посадки, пилот нормально приземлился. Самолет коснулся воды и шел на реданах обоих поплавков. Примерно через 100 м пробег самолет налетел правым поплавком на скрытый под поверхностью воды плавучий мертвяк.
    Вся носовая часть правого поплавка до передней опоры ударом была отбита, отскочила в сторону и уплыла по течению. Самолет развернуло вправо почти на 90° и бросило на нос. Стойки шасси от 100% погашения скорости все сломались, левый поплавок откинулся назад и лег боком под центропланом, пяткой к кабине Ф-3. Оставшаяся часть правого поплавка, также на боку, легла продольно вдоль ребра обтекания центроплана и правого крыла. Кабина Ф-1 от удара в каменистое дно на глубине 2,5 м была полностью разбита.
    Оба пилота и находившийся позади них бортмеханик выскочили через люк пилотской кабины. Пассажиры вышли через передний люк центроплана, никто из них не пострадал. В это же время слева от Ф-1 показалась голова бортрадиста, летевшего в этой кабине. Пилот схватил его за шлем, но шлем остался у него в руке, а бортрадист скрылся под водой. Вслед за этим бортрадист вынырнул позади правого крыла. Течением его быстро сносило, на поверхности была видна только его голова. Пилот закричал экипажу, чтобы раздевались спасать и разделся сам. Но в это время в воду бросился быстро раздевшийся бортмеханик, догнал бортрадиста, когда тот был от самолета метрах в 50 ниже по течению. Но так как никто больше в воду броситься не рискнул, бортмеханик один на глубоком и сильном течении спасти бортрадиста не сумел. Бортрадист плыл все время стоя, слабо работая руками. Бортмеханик не давал ему себя обхватить, чтобы не быть парализованным и не утонуть вместе. Когда к ним уже подходил катер порта, метрах в 300 от самолета бортрадист исчез под водой. Найти его с катера не удалось. Помощи с берега оказано не было, хотя возле пристани стояли люди у пустых лодок, а одна из них даже пересекала в это время реку. Имевшийся на борту самолета клиппербот остался затопленный в крыле и достать его было нельзя.
    В последующие дни вода на реке Вилюй достигла небывало высокого уровня, затопив самолет до верха киля, на 5 м над плоскостями. Установленные для подъема самолета треноги с балками были водой снесены. Сдвинуть самолет с места, чтобы подтянуть к берегу тягой буксирного парохода не удалось. Самолет оставлен на месте до ледостава, после чего будет поднят талями на лед. Целесообразность ремонта и размер убытка будут определены после подъема.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 1
Пассажиры 7 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета посадка или пробег
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Г-1
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Н285
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 29.09.1930
Заводской номер ВС 651
Наработка ВС (часы) 2172
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Якутская авиагруппа ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Якутск
Пункт назначения Вилюйск
Начальный пункт маршрута Якутск
Конечный пункт маршрута Сунтар


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основной причиной катастрофы является:
    а) невозможность видеть ни с берега, ни с воздуха (при нештилевой погоде) затонувшего, но не осевшего на дне плавучего препятствия – мертвяка;
    б) проходивший в это время период бурного подъема воды, достигшей небывалого за много лет уровня.
    Виновники: В силу указанных выше обстоятельств, ни командира корабля, ни начальника Вилюйского порта виновными в произошедшей катастрофе признать нельзя. Но следует отметить, что, если бы пилотами, умеющими плавать, была проявлена решимость спасти, по-видимому, раненого бортрадиста и, хотя бы один из них также бросился бы в воду, бортрадист был спасен, так как вдвоем даже на быстром и глубоком течении можно было сделать то, что оказалось непосильным одному.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2018, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.