Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа ПС-41 Новосибирского АФО в районе Омска
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  09 декабря 1942 г.
Время:  13:55
Страна:  СССР
Место происшествия:  Омская область, 6 км северо-западнее а/п Омск
Тип ВС:  ПС-41
Регистрация ВС:  СССР-Ф152
Авиакомпания:  ГУГК, Новосибирский АФО Новосибирского АГП
 


Описание
    Самолеты типа П-Зет Ф-113 и Ф-115 аэросъемочного отряда Новосибирского аэрогеодезического предприятия, выполнив задание по аэросъемке в районе г. Глазов, возвращались на свою базу в Новосибирск. В а/п Омск этим самолетам в заправке горючим было отказано. Командир аэросъемочного отряда принял решение о переброске 500 кг горючего из Новосибирска в Омск на самолете ПС-41 Ф-152, пилотируемого им самим.
    Командир отряда получил прогноз погоды в а/п Новосибирск в 05:15 мск на срок от 6 до 10 часов. Фактически прогноз погоды не соответствовал минимуму для полета на самолете типа ПС-41, без радиосвязи.
    В 05:45 мск командир отряда получил разрешение дежурного диспетчера аэропорта на вылет, которое тот дал на основании заявления самого командир отряда, что действующая рация и радист на борту самолета имеются и что он не помнит только позывных своей рации, а связь будет восстановлена после вылета.
    Получив прогноз погоды и разрешение на вылет, пилот вернулся в расположение своего отряда. Аэродром аэросъемочного отряда, бывший «Динамо», находится на расстоянии 4-5 км от а/д Новосибирск, однако поездка на автомашине, ввиду необходимости проезда через город, потребовала около часа времени. Прибыв в штаб отряда, командир отряда оформил сам себе полетное предписание и в 08:30 вылетел с авиатехником в Омск. К этому времени имевшийся у пилота прогноз погоды устарел и потерял силу.
    В а/п Омск в 06:20 мск дежурный диспетчер аэропорта получил от дежурного синоптика АМСГ предупреждение об ухудшении погоды – ожидании тумана и уменьшения видимости. Туман возник в Омске в 06:45 мск и продолжался до 11:00. В 06:36 дежурный диспетчер передала радиограмму в аэропорты Новосибирск, Татарск и Барабинск об ухудшении погоды и запрещении посадки самолетов в Омске. В 07:11 в Омск от вновь заступившего на дежурство диспетчера а/п Новосибирск приходит радиограмма о предполагаемом вылете самолета ПС-41 Ф-152 с а/д Динамо. Диспетчер а/п Омск в 07:25 дала радиограмму в Новосибирск с просьбой подтвердить получение радиограммы о запрещении приема самолетов в Омске и запросом о принятых мерах по задержке самолета Ф-152, сообщив, что у нее связи с самолетом нет. Диспетчер а/п Новосибирск ей не ответил. В 07:55 диспетчер а/п Омск потребовала у а/д Барабинск наземными знаками посадить у себя самолет Ф-152. В 06:30 в Омске разбивается ночной старт (жаровни). В 08:00 диспетчер а/п Омск вторично дала телеграмму в аэропорты Барабинск и Татарск о запрещении полета в Омск и обязательной посадки самолета Ф-152 в данных портах. В ответ оба аэропорта дали подтверждение. Начальник а/п Омск в 10:30 потребовал от диспетчера а/п Новосибирск немедленного уточнения по телефону времени вылета самолета Ф-152, одновременно подтвердив, что туман в Омске усиливается. Ответа опять не последовало. В а/п Омск через радиомаяк регулярноподавались штормовые предупреждения.
    В 10:48 на расстоянии 400-500 м южнее а/п Омск был слышен гул моторов самолета, проходившего в тумане. В это время на аэродроме стоял наземный туман, видимость была 200 м. Вторично гул самолета не был слышен. В 10:55 он потерпел катастрофу в 6 км северо-западнее а/п Омск, когда пилот пробивал туман в надежде увидеть землю. Самолет под углом, с работающими моторами, столкнулся с землей, взорвался и сгорел. Командир отряда и авиатехник погибли.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС ПС-41
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Ф152
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 24.01.1939
Заводской номер ВС ММН-1
Наработка ВС (часы) 249
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания ГУГК, Новосибирский АФО Новосибирского АГП
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Новосибирск
Пункт назначения Омск
Начальный пункт маршрута Новосибирск
Конечный пункт маршрута Омск


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причинами катастрофы явились:
    а) Недисциплинированность пилота, выразившаяся в грубом нарушении наставления по летной службе.
    б) Нечеткая работа диспетчера а/п Новосибирск.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2018, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.