Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-4 12-й ОАГ ГВФ в Чашинском районе Челябинской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  30 апреля 1942 г.
Время:  13:23
Страна:  СССР
Место происшествия:  Челябинская область, Чашинский район, р-н дер. Житниково
Тип ВС:  Ил-4
Регистрация ВС:  4
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  12-я особая авиагруппа ГВФ
 


Описание
    Пилот 12-й ОАГ ГВФ Титлов М.А. (в послевоенные годы – знаменитый летчик Полярной авиации) выполнял перегон самолета Ил-4 №7513 в составе группы. После 2,5 часов полета по маршруту Омск – Свердловск на высоте 2300-2500 м при хорошей погоде и неограниченной видимости самолет Титлова, идущий в составе эскадрильи ведущим правого звена, перешел в пикирование, продолжавшееся 800-1000 м. Пилот пытался вывести его штурвалом, но этого было недостаточно, несмотря на то, что еще перед самым началом пикирования триммер был выбран полностью и штурвал был взят на себя, но не до отказа из-за большой нагрузки. Затем самолет сам начал выходить из пикирования и пилот начал давать триммер до нейтрального положения, то есть, до положения горизонтального полета. Подходя к линии горизонтального полета, самолет перешел в стремительное вращение. Сделав не более трех витков, пилот убедился, что самолет больше неуправляем, и принял решение выброситься на парашюте. Не предприняв никаких мер для выполнения этого решения, пилот очутился в воздухе вне самолета. Пролетев метров 500, Титлов открыл парашют. В воздухе он хорошо видел падающий центроплан с плоскостями и отдельно хвостовую часть самолета, который развалился в воздухе. В 11:23 мск самолет упал на землю в районе дер. Житниково Чашинского района Челябинской области. Находившиеся на борту инженер эскадрильи и бортмеханик-радист погибли. Инженер АЭ парашют не раскрывал и погиб, вероятно, от удара по голове в момент разрушения самолета в воздухе, так как в его руке осталась зажатой еда, которую он кушал в полете. Бортмеханик в полете парашют не надел и воспользоваться им при разрушении самолета не имел возможности. Пилот благополучно приземлился на парашюте, получив легкие травмы при разрушении самолета.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 1
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-4
Регистрационный номер (id) ВС 4
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1942
Заводской номер ВС 7513
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 3425 3464


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение 12-я особая авиагруппа ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Омск
Пункт назначения Свердловск (Кольцово)
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причинами катастрофы явились:
    1) Потеря управляемости самолетом в горизонтальном полете с последующим его выходом в пикирование, затем, при производстве выхода из пикирования – разрушение самолета в воздухе.
    2) Катастрофы самолетов Ил-4, вызванные потерей управляемости с последующим входом самолета в пикирование имели место и раньше (зафиксировано 6 подобных катастроф).
    3) Экипаж виновником катастрофы не является.
    4) Есть основания предполагать, что самолеты Ил-4 имеют конструктивный или производственный дефект, обнаружить который при 100%-ном разрушении данного самолета не представилось возможным. По мнению единственного оставшегося в живых пилота Титлова, в самолете происходит деформация хвостовой части, вследствие чего управление самолетом нарушается.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2018, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.