Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа П-5 Уральского управления ГВФ на а/д №1 г. Чкалов
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  04 декабря 1943 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Чкалов
Тип ВС:  П-5
Регистрация ВС:  СССР-Л1540
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Уральское управление ГВФ
 


Описание
    Пилот 209 авиаотряда Уфимского аэропорта Уральского управления ГВФ Прокопчук выполнял задание произвести полет по маршруту Уфа – Чкалов по доставке пакета, провозке по трассе пилота Сурских с целью его ознакомления с трассой и доставке лыж для самолета Сталь-2, находящегося на аэродроме №1 г. Чкалов.
    Получив прогноз погоды, пилот Прокопчук пошел к самолету, где встретился с Сумских и договорился с ним о предоставлении ему возможности управлять самолетом из второй кабины. Передачу управления договорились обозначать примитивным способом – покачиванием ручкой.
    Взлет в а/п Уфа произведен в 10:00. Пройдя по маршруту 30 минут, Прокопчук разрешил Сумских вести самолет. Сумских повел самолет со снижением, что не понравилось Прокопчуку. Он трижды предупреждал Сумских, чтобы он не снижался. Неудовлетворившись высотой полета, Прокопчук отобрал управление у Сумских и повел самолет сам. В полете экипаж находился 3 часа 05 минут и подошел к аэродрому №1 г.Чкалов на высоте 200 м. Затем самолет снизился над аэродромом до высоты 30 м. На аэродроме посадочных знаков не было. Определив направление ветра по ветроуказателю, Прокопчук набрал высоту 100 м и стал производить левый разворот с креном до 10°. За круг пилоту удалось набрать еще 80 м высоты. Таким образом, высота полета составляла 150-180 м. После этого Прокопчук сбавил обороты мотора и пошел со снижением, отрегулировал стабилизатор и стал выводить самолет из разворота, но ручка управления не давалась вправо. Несмотря на усилия, самолет не выводился из левого крена, увеличившегося до 30°. При таком положении Прокопчук дал резко правую ногу. Самолет стал скользить. В это время Прокопчук три раза крикнул Сумских бросить управление, но самолет из крена не выводился, скорость, по показаниям Прокопчука, была 160 км/ч. Из левого крена самолет был выведен перед землей, но так как высота была потеряна, самолет ударился правой плоскостью о землю на северной границе аэродрома и разрушился. Прокопчук получил перелом левой ноги и ранения лица. Сумских в бессознательном состоянии доставлен в госпиталь, где через 5 часов скончался от перелома основания черепа.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС П-5
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л1540
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 04.06.1934
Заводской номер ВС 8174
Наработка ВС (часы) 2606
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 05104


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Уральское управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Уфа
Пункт назначения Чкалов
Начальный пункт маршрута Уфа
Конечный пункт маршрута Чкалов


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     По заключению комиссии, причинами катастрофы явились:
    а) Вмешательство в управление пилота Сумских на развороте или потеря им сознания, в результате чего он свалился на ручку и заклинил управление своим телом. Случай обморочного состояния у него был зафиксирован ранее;
    б) Проявленная пилотом Прокопчуком недисциплинированность, выразившаяся в допуске пилота Сумских к управлению самолетом в провозном полете, что является грубым нарушением Наставления по летной службе;
    в) Отсутствие в а/п Уфа жесткой требовательности и дисциплины среди личного состава.
    По заключениею заместителя начальника ГУ ГВФ, предположение комиссии об обмороке пилота Сумских является надуманным и ни в какой степени не подтверждается фактическими данными.
    Катастрофа самолета произошла по причине недисциплинированности и разгильдяйства пилотов Прокопчука и Сумских, пытавшихся вырвать друг у друга управление самолетом при полете на малой высоте. Заход на посадку осуществился на высоте 50 м разворотом на 180° с глубоким креном, с расчетом выхода против ветра. На развороте, вследствие совместных и неправильных действий пилотов самолет перешел в скольжение и врезался в землю.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2018, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.