Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа ПС-7 Якутской авиагруппы ГВФ в Алдане
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  14 декабря 1942 г.
Время:  11:03
Страна:  СССР
Место происшествия:  Якутская АССР, Алданский район, 2,5 км севернее а/п Алдан
Тип ВС:  ПС-7
Регистрация ВС:  СССР-Л3757
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Якутская авиагруппа ГВФ
 


Описание
    В 05:00 мск экипаж Якутской авиагруппы ГВФ вылетал в обратный рейс в Якутск из а/п Алдан. Пилот получил указание дежурного по аэропорту взлетать с северного конца ВПП, укатанного по размеру 1200х200 м и имеющего к югу подъем 2,3%. Внизу, в долине аэродрома, между гор, была легкая тяга воздуха с юга, почти полный штиль. После запуска, прогрева и пробы моторов пилот с места стоянки вырулил на ВПП, но здесь, вопреки указанию дежурного по аэропорту и сигнала стартера с северного конца ВПП повернул к южному концу, дошел до него, развернулся и начал взлет с юга на север. Работая в начале разбега штурвалом подъемника стабилизатора, пилот, имея небольшой рост, вынужден был при этом сильно нагибаться в своей кабине. Это привело к отвлечению его внимания от контроля за направлением взлета, самолет уклонился от взятого направления взлета влево и вышел за пределы укатанной полосы, обозначенной ёлками, на рыхлый снег глубиной 50-60 см. Пилот взлет не прекратил, только выровнял направление разбега параллельно полосе и начал подрывать самолет в воздух. У самого конца полосы это ему удалось на скорости после отрыва от земли около 115 км/ч. Впереди была низина со строениями, телефонными и высоковольтными линиями, и за ними плавный подъем с гребнем, имеющим на расстоянии около 2 км от аэродрома превышение относительно аэродрома около 150 м. Имея над долиной малую высоту и недостаточную для разворота скорость, пилот принял решение идти прямо и дал моторам форсированные обороты. Гребень горы он перешел на высоте 1,5 – 2 м над ним. Но здесь самолет был подхвачен попутным нисходящим потоком воздуха. Самолет броском снизило за крутой противоположный склон горы и он сразу же начал задевать вершины леса. Первыми были срублены вершины двух елей. Теряя скорость, самолет еще больше снизился. В 100 м от них он ударился левым крылом о лиственницу диаметром 30 см у комля, сбил ее и отбросил ствол дерева на 35 м вперед. Удар полностью снёс левое крыло самолета, которое упало в 55 м от расщепленного пня лиственницы. Самолет начал опрокидываться на левый мотор и в 30 м от упавшего крыла врезался на ребро остатками левого крыла, центропланом и левым мотором в землю, пробороздил 20 м, снес мотор и опрокинулся на «спину». Боковым ударом о дерево при перевороте фюзеляж позади пассажирской кабины полностью перебит надвое. Пилот погиб, бортмеханик-радист и 2 из 3 пассажиров (2 взрослых и 1 ребенок) получили ушибы. Катастрофа произошла в 05:03 мск в 2,5 км от аэропорта Алдан.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 1
Пассажиры 3 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС ПС-7
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л3757
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 30.09.1934
Заводской номер ВС 22260
Наработка ВС (часы) 1134
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 04478 04220


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Якутская авиагруппа ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Алдан
Пункт назначения Якутск
Начальный пункт маршрута Алдан
Конечный пункт маршрута Якутск


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     1) Основной причиной катастрофы является недисциплинированность пилота, выразившаяся в грубом нарушении на взлете статьи 41 Наставления по летной службе, так как не прекратил взлет при отклонении от направления взлета более чем на 15°.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2018, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.