Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа По-2С Дальневосточного управления ГВФ в районе Усть-Дымо
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  29 августа 1946 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Амурская область, Шимановский район, река Зея, р-н пос. Усть-Дымо
Тип ВС:  По-2С
Регистрация ВС:  СССР-К650
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Дальневосточное управление ГВФ
 


Описание
    Пилот 247 отряда спецприменения ДВУ ГВФ Жданков выполнял полет по маршруту а/п Октябрьский - а/п Свободный и обратно. Около 16:45 он вылетел из а/п Октябрьский в а/п Свободный с двумя пассажирами. С интервалом 3-5 минут вслед за ним по тому же маршруту вылетел пилот Мартышев, который вскоре нагнал самолет Жданкова и вышел вперед, став ведущим. В районе пос. Усть-Дымо (на реке Зея) пилоты встретили мощно-кучевую облачность с ливневыми осадками. Пилот Жданков решил пристроиться к самолету Мартышева, считая таким образом несколько облегчить себе полет, положившись на опыт ведущего. В момент, когда пилоты обходили отдельные грозы, интервал в строю был 20-30 м. Пилот Мартышев, имея большой опыт летной работы, вместо того, чтобы принять правильное решение вернуться на аэродром вылета и таким образом показать пример малоопытному пилоту Жданкову, решил упорно продолжать полет, увлекая за собой Жданкова, пока оба не попали в сильный ливень. Только в этот момент пилот Мартышев принял запоздалое решение вернуться и дал знать Жанкову покачиванием крыльев о возврате. В развороте Мартышев потерял высоту с 450-400 м до 130-140 м. Самолет Мартышева в произвольном падении случайно оказался в полосе хорошей видимости и на высоте 50-70 м был приведен в нормальное положение. После разворота Мартышев самолет Жданкова не видел, вследствие осложнившейся метеообстановки искать его не решился и вернулся на аэродром вылета. Пилот Жданков из этой тяжелой обстановки выйти не смог. При развороте самолет Жданкова попал в ненормальное положение и упал в реку Зея. Пилот и пассажиры погибли.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 2 2
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС По-2С
Регистрационный номер (id) ВС СССР-К650
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 30.04.1945
Заводской номер ВС 943614
Наработка ВС (часы) 936
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 19001


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Дальневосточное управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Октябрьский
Пункт назначения Свободный
Начальный пункт маршрута Октябрьский
Конечный пункт маршрута Свободный


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Расследованием установлено, что в 08:21 мск в Октябрьский было передано штормовое предупреждение о надвигающейся грозе и прогноз погоды по трассе с 15 до 18 часов: облачность 7-10 баллов кучево-дождевая, мощно-кучевая высотой 300-600 м, временами ливневый дождь, видимость 10 км, при дожде 4-10 км, ветер юго-восточный умеренный.
    В 09:31 получена радиограмма из Свободного: «Машины нам не выпускайте ввиду грозовой деятельности». Начальник радиостанции попытался по телефону передать штормовое предупреждение на аэродром и на метеостанцию, но никто не снял трубку. На этом он успокоился, продолжая работу.
    Через 20 минут после получения штормового предупреждения на радиостанцию пришла техник-наблюдатель АМСГ, которая, взяв лист бумаги и приняв штормовое предупреждение за заголовок к прогнозу погоды, списала только прогноз погоды. Дежурный синоптик, получив вышеуказанный прогноз погоды, в котором предусматривалась мощно-кучевая облачность 300-600 м с кратковременными ливневыми осадками, не придала этому значения и не учла при составлении прогноза для вылетающих пилотов, и выписала следующий прогноз с 16:30 до 20:00 – облачность слоисто-кучевая 3-7 баллов и средняя высотой 600-1000 м, без дождя, видимость более 10 км.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основными причинами катастрофы являются:
    а) неоправдавшийся прогноз погоды, выданный синоптиком АМСГ а/п Октябрьский, которая, благодаря халатности пренебрегла полученным из а/п Свободный прогнозом, также сама халатно и безграмотно отнеслась к анализу синоптических карт, чем дезориентировала пилотов, считавших встреченные ими грозы не фронтальными;
    б) нарушение пилотами Жданковым и Мартышевым минимума погоды и §§ 55, 58, 7 Наставления по летной службе;
    в) отсутствие должной дисциплины, четкости и чувства ответственности у работников а/п Октябрьский, вследствие чего не было вручено штормовое предупреждение.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.