Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа АП Узбекского управления ГВФ в районе Самарканд
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  09 июля 1944 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Узбекская ССР, Самаркандская область, 8 км западнее а/п Самарканд
Тип ВС:  АП
Регистрация ВС:  653
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Узбекское управление ГВФ
 


Описание
    По окончании борьбистских работ 07.07.1944 г. пилот 239 транспортного авиаотряда Узбекского управления ГВФ и авиатехник в 16:00 вылетели из Нукуса в Ташкент на самолете АП №653, переданном Узбекскому управлению из ЗСУ ГВФ. Одновременно на самолете АП №1132 вылетел по тому же маршруту командир 239 тао. Оба самолета благополучно прибыли в Н.Ургенч. После ночевки, в 03:00 мск 8 июля оба вылетели в Чарджоу с посадкой в Дарган-Ате. Благополучно прибыв в Чарджоу, экипажи дозаправились горючим и маслом. В 14:30 пилот самолета АП №653 вылетел на Каган уже один, с разрешения командира отряда, для дозаправки маслом, прибыл туда и остался на ночевку.
    09.07.1944 г. утром пилот вылетел на Самарканд без прогноза погоды по трассе. Не долетая 8 км до аэропорта Самарканд, самолет потерпел катастрофу в старом глубоком сухом русле реки Даргом. Пилот и авиатехник погибли. Катастрофа произошла между 8 и 9-ю часами утра местного времени.
    На месте катастрофы обнаружено отсутствие бензина в нижних баках самолета, в верхних баках остаток был 5-6 кг.
    Из вышесказанного можно сделать вывод, что пилот не знал часового расхода горючего своего мотора, в полете полностью выработал топливо нижних баков и не успел своевременно перевести питание на верхний бак, в результате чего мотор прекратил работу. При производстве вынужденной посадки, во время подхода самолета к глубокому сухому руслу реки, пилот встретил сильную болтанку (в районе западнее а/п Самарканд всегда имеется сильная болтанка из-за пересеченного рельефа местности), которая затрудняла управление самолетом и способствовала вводу в штопор.
    Командир отряда неправильно разрешил пилоту вылет в Каган для дозаправки маслом. Прямое расстояние между Чарджоу и Самаркандом равно 340 км. Запас горючего самолетов АП равен 99 кг, расход топлива на таком расстоянии – 82-83 кг. Один из летевших по данному маршруту, у которого был повышенный расход бензина мотором, израсходовал 104 кг. Полет до Самарканда без дозаправки с посадкой в Кагане не обеспечивал безопасность полета.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС АП
Регистрационный номер (id) ВС 653
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 29.01.1936
Заводской номер ВС 7829
Наработка ВС (часы) 3348
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 1620477


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Узбекское управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Каган
Пункт назначения Самарканд
Начальный пункт маршрута Нукус
Конечный пункт маршрута Ташкент


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причинами катастрофы явились:
    а) недисциплинированность пилота, выразившаяся в нарушении экипажем правил безопасности полетов - §§509, 520 и 278 Наставления по летной службе;
    б) недостаточно продуманное разрешение командира отряда пилоту произвести посадку в Кагане без явной на то необходимости, на явно неподготовленный аэродром;
    в) преступное отношение диспетчера а/п Чарджоу, который не сообщил начальнику аэропорта и старшему диспетчеру о нераскодированной радиограмме, запрещающей полеты на трассе Чарджоу – Самарканд на легких типах самолетов без дозаправки в пути;
    г) слабый контроль за работой летного состава в отряде.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.