Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-74 АНТК им Антонова в Ленске
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  17 сентября 1991 г.
Время:  01:21
Страна:  СССР
Место происшествия:  Якутская АССР, близ а/п Ленск
Тип ВС:  Ан-74
Регистрация ВС:  CCCP-74002
Авиакомпания:  АНТК им Антонова
 


Описание
    Смешанный экипаж АНТК и Киевского ОАО в составе 5 человек выполнял коммерческий рейс по перевозке груза рыбы. На борту находилась бригада в составе 6 человек для технического обслуживания самолета и два пассажира.
    Взлет в а/п Ленск производился ночью в ПМУ в 01:20 местного времени (16 сентября, 19:20 мск) с МК=248°. Отрыв был произведен на приборной скорости 225 км/ч. Экипаж убрал шасси. Самолет перешел в набор высоты с вертикальной скоростью 5-6 м/с. Приборная скорость увеличилась до 240-260 км/ч. Вертикальная скорость набора высоты начала уменьшаться (до 0,94 м/с). На высоте 70 м относительно выходного торца ВПП (при истинной высоте по радиовысотомеру 85 м) на скорости 260 км/ч была начата уборка закрылков. В результате просадки самолет перешел в пологое снижение с вертикальной скоростью 3,5 м/с с уклонением влево (до МК=238°) от продолжения оси ВПП 25. По курсу взлета находилась сопка с превышением над уровнем ВПП 133 м. Сработала сигнализация опасной высоты ССОС. В конце уборки закрылков, на удалении 2 575 м от выходного торца ВПП 25, самолет на скорости 330 км/ч вновь перешел в набор высоты. ССОС перестала срабатывать. Вертикальная скорость постепенно увеличилась до 6 м/с, приборная скорость – до 380 км/ч. Однако такого темпа прироста вертикальной скорости уже не хватало для пролета над препятствиями по курсу полета. Через 98 секунд после начала разбега самолет задел верхушки деревьев высотой 22 м на склоне сопки (с превышением 105 м от выходного торца ВПП 25, на удалении от него 3 903 м и в 343 м левее оси ВПП). Перейдя в снижение и продолжая сталкиваться с деревьями и разрушаться, самолет столкнулся с повышающимся склоном сопки в 400 м левее оси ВПП (азимут 236° от выходного торца ВПП), полностью разрушился и сгорел.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 6 6
Пассажиры 7 7
На земле   0
Всего погибших 13


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-74
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-74002
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1990
Заводской номер ВС 47070682
Наработка ВС (часы) 923
Наработка ВС (циклы) 552
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания АНТК им Антонова
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Ленск
Пункт назначения Омск (Центральный)
Начальный пункт маршрута Петропавловск-Камчатский (Елизово)
Конечный пункт маршрута Анапа (Витязево)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Катастрофа произошла в результате столкновения самолета с возвышенностью из-за нарушения экипажем рекомендаций и эксплуатационных ограничений на взлете, приведших к отклонению от заданной траектории, и обусловлена сочетанием следующих факторов:
    - превышение взлетной массы более 42 т при максимально допустимой РЛЭ 34,5 т в фактических условиях взлета;
    – отсутствие со стороны экипажа должного контроля за высотой и скоростью полета в процессе преждевременной уборки закрылков вследствие низкого уровня его профессиональной подготовки;
    - возможное незнание экипажем препятствий по курсу взлета из-за его неудовлетворительной подготовки к выполнению взлета и неполной информации о препятствиях в аэронавигационном сборнике.
    Указанные недостатки в действиях экипажа при выполнении вздета и неправомерное разрешение руководством ЛИ и ДБ для данного экипажа взлетной массы 39 т связаны с низким уровнем организации транспортных полетов в ЛИ и ДБ АНТК им Антонова.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.