Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа СП Восточно-Сибирского управления ГВФ в Усть-Куте
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  26 августа 1944 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Иркутская область, Усть-Кутский район, дер. Паново, район Усть-Кута
Тип ВС:  СП
Регистрация ВС:  СССР-Л3153
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Восточно-Сибирское управление ГВФ
 


Описание
    Пилот 233 авиаотряда ВСУ ГВФ получил задание от Лесавиа перевезти ст. штурмана Лесавиа Соболоеву из Жигалово в Усть-Кут. Полет из Усть-Кута до Жигалово прошел нормально. В Жигалово, на вопрос авиатехника «Какие указания будут по самолету и мотору?» пилот ответил, что они в хорошем состоянии, делать ничего не нужно, только дозаправить самолет и установить в среднюю кабину сиденье, снятое в предыдущем полете для размещения груза.
    В среднюю кабину сел пассажир, в заднюю кабину села штурман Соболева. Около 16 часов местного времени пилот произвел нормальный взлет. Из груза на борту была только пустая банка из под горючего весом 1 кг и деревянный винт самолета СП, а также багаж пассажиров 10 кг и 80 кг горючего.
    Набрав высоту 400 м, пилот лег на курс на Усть-Кут. В пути пилот держал скорость по прибору 80 км/ч. Штурман Соболева, закончившая летный курс в аэроклубе и являющаяся авиационно грамотной, дважды писала ему записки, требуя увеличения скорости, но увеличения скорости не добилась. Пилот упорно продолжал лететь со скоростью 80 км/ч. Придя в гидропорт Усть-Кут, пилот убрал газ и стал планировать на этой же скорости, придя к посадочной площадке над пос. Паново над домом, где жил сам. На этой же скорости 80 км/ч, на высоте 150 м он сделал первый разворот для захода на посадку глубоким виражом. Имея заднюю центровку (горючее было на исходе), самолет потерял скорость, перейдя в штопор. Пилот, растерявшись, дал мотору полные обороты, усугубив положение. Скоро спохватившись, пилот убрал газ и выключил мотор. Но было поздно, для вывода из штопора высоты явно не хватало. Пилот стал кричать людям, находившимся в поселке: «Разбегайтесь!». После чего бросил управление, закрыл лицо руками и в штопорном положении левого вращения мотором врезался в землю на огороде среди поселка, в 10 метрах от дома и в 200 метрах от посадочной площадки (8 от гидропорта Усть-Кут).
    Пассажир был убит при ударе, пилот смертельно ранен, штурман получила перелом руки и ноги. Пилот скончался через 1,5 часа. Алкоголя в организме не обнаружено. Материальная часть самолета была исправна до удара.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 2 1
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС СП
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л3153
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 26.04.1939
Заводской номер ВС 14406
Наработка ВС (часы) 1309
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 1620419


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Лесоавиационный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Восточно-Сибирское управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Жигалово
Пункт назначения Усть-Кут
Начальный пункт маршрута Жигалово
Конечный пункт маршрута Усть-Кут


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основными причинами катастрофы являются:
    1) Недисциплинированность пилота, выразившаяся в том, что ради увеличения личного налета, а, следовательно, заработка, систематически производил полеты на малых скоростях, а также допустившего грубейшее нарушение наставления по производству полетов – делая глубокие виражи на планировании на уменьшенной скорости при почти полностью выработанном горючем в баках (имея заднюю центровку самолета), и проявившего полную растерянность при начавшемся штопоре.
    2) Неудовлетворительное изучение летного состава отряда и неудовлетворительная организация контроля за самостоятельно летающими на патрульных точках пилотами со стороны командования отряда.
    3) Безответственное отношение к своим служебным обязанностям штурмана Лесавиа Литвиновой, знавшей о систематических нарушениях пилотом летной дисциплины (летал систематически на малых скоростях), предупредившей об этом старшего штурмана Соболеву, но из-за боязни попортить отношения с пилотом не доложившей о его нарушениях ни командованию Лесавиа, ни командиру 233 отряда, чем способствовала продолжению нарушений летной дисциплины пилотом.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.