Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа По-2С Якутского управления ГВФ в районе пос. Майя
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  12 июля 1946 г.
Время:  07:40
Страна:  СССР
Место происшествия:  Якутская АССР, 24 км юго-восточнее н.п. Майя
Тип ВС:  По-2С
Регистрация ВС:  СССР-К990
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Якутское управление ГВФ
 


Описание
    11 июля 1946 г. пилот 234 отряда Якутского управления ГВФ вылетел из Якутска в Усть-Маю с заданием отвезти одного пассажира с багажом, а обратно привезти двух секретарей райкомов ВКП(б) – Аллах-Юньского и Усть-Майского районов. Прибыв в Усть-Маю, пилот остался на ночевку.
    12 июля в 04:00 местного времени (22:00 11 июля мск) пилот пришел на метеостанцию и получил фактическую погоду Амги за 19:30, 20:00 и 21:00 и Якутска за 20:00 мск. Прогноз погоды из Якутской АМСГ со сроком действия с 22 часов, состоящий из 23 групп кодированного текста, поступил на телеграф Усть-Маи в 22:10 был записан с ленты на бланк и передан по телефону дежурной Усть-Майской АМСГ. Последняя приняла его, как и всегда делала, без проверки и при расшифровке допустила ряд неточностей: пропустила одну группу цифр, по описке вместо срока действия до 04:00 поставила до 02:00. Сформулированный ею после раскодирования текст прогноза был вручен начальнику аэропорта около 22:30 мск, то есть, с опозданием на 30 минут от начала срока действия. При этом она не сочла нужным предупредить начальника аэропорта о штормовых предупреждениях из Амги за 19:30, 20:00 и 21:00, полагая, что это сделает сам пилот, и не запросила непоступившую погоду из Амги за 22:00, зная, что в Амге туман. Одновременно ею была передана начальнику аэропорта фактическая погода Якутска за 21:00. Прогноз отвечал установленному минимуму для легких самолетов для первой половины пути (до Амги). Безопасная высота полета до Амги – 400 м, от Амги до Якутска – 200 м. Видимость на всем протяжении маршрута 2 км.
    Прогноз погоды по маршруту Усть-Мая – Якутск предусматривал: первая половина периода действия – облачность верхнего яруса 1500-2000 м, слабый дождь, видимость ухудшена дождем - 2-4 км, временами 10 км. Вторая половина периода действия: временами высота облачности 300-600 м. В 23:00 из Амги поступило сообщение, что туман рассеялся. Видя соответствие погоды установленному минимуму и считая туман в Амге временным, начальник аэропорта дал разрешение на вылет, предупредив, что при ухудшении погоды за Амгой произвести в Амге посадку.
    Через 10-15 минут после получения прогноза, в 22:40 пилот вылетел с секретарем Аллах-Юньского райкома ВКП(б) Некрасовым и врачом Якутского министерства здравоохранения. В 00:30 пилот прошел Амгу. Пролетев от нее около 100 км, находясь строго на трассе, пилот встретил резкое ухудшение погоды, понижение облачности до земли, на земле туман с видимостью 50 м. На 21- м километре тракта Якутск – Амга от села Майя по направлению к Амге пилот повернул обратно, но в 3 км от места разворота, идя в облачности и не видя под собой леса, задел правой нижней плоскостью за вершину высокой лиственницы. При ударе вершина дерева и вся правая полукоробка были сбиты. Самолет развернуло под прямым углом вправо и в 25 м от этого дерева самолет ударился мотором о ствол другой лиственницы, в 8 м от земли. Самолет упал на землю и разрушился. Пилот и пассажиры погибли. Катастрофа произошла около 01:40 мск в 24 км от н.п. Майя (76 км от г. Якутск).
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 2 2
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС По-2С
Регистрационный номер (id) ВС СССР-К990
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 17.04.1946
Заводской номер ВС 0125
Наработка ВС (часы) 230
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 19555


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Якутское управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Усть-Мая
Пункт назначения Якутск
Начальный пункт маршрута Усть-Мая
Конечный пункт маршрута Якутск


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     1) Полное несоответствие прогноза погоды, данного синоптиком Якутской АМСГ со сроком действия с 22:00 до 04:00, фактической погоде, встреченной пилотом на участке маршрута Амга – Якутск.
    2) Неудовлетворительное по количеству и качеству работы состояние сети метеостанций Якутского УГМС, необеспечивающего сбор сведений для правильного прогноза погоды, вследствие чего прогнозы очень часто оказываются неверными.
    3) Неудовлетворительное руководство метеослужбой со стороны руководства УГМС.
    4) Полное отсутствие на метеостанциях какого-либо порядка и системы в работе.
    5) Халатность дежурного метеонаблюдателя Усть-Майской АМСГ, необеспечившей нормальных условий обслуживания вылета метеоданными, с опозданием и с искажением вручившей начальнику аэропорта прогноз погоды.
    6) Допущенная пилотом недисциплинированность, выразившаяся в том, что при встрече с метеоусловиями ниже минимума он принял слишком запоздалое решение возвратиться, в нарушение п.п. 54-55 НЛС на воздушных линиях СССР.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.