Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-8 КнААПО им Гагарина в Иркутске
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  16 мая 1991 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Иркутск-2 (Восточный)
Тип ВС:  Ан-8
Регистрация ВС:  СССР-13330
Авиакомпания:  МАП СССР, КнААПО им Гагарина, г. Комсомольск-на-Амуре
 


Описание
    
    Самолет выполнял грузовой рейс. При заходе на посадку в а/п Иркутск-2 (Восточный) днем в простых метеоусловиях экипаж не выдержал глиссаду снижения, превысив предельно допустимые отклонения по высоте при пролете БПРМ. Информация о ходе полета со стороны диспетчера УВД на борт не поступала. Пролет торца ВПП произошел на высоте 20 м. В конце выравнивания на высоте 5 м и удалении 300 м от торца ВПП бортмеханик, который находился на месте второго пилота в правом кресле, решив, что произойдет перелет, вмешался в управление ВС и перевел РУД обоих двигателей за проходную защелку земного малого газа. КВС на это отреагировал несоразмерным отклонением штурвала "на себя" и резким переводом РУД на увеличение режима работы. В результате произошло автоматическое флюгирование воздушного винта левой СУ. Самолет перешел в набор высоты до 20 м с уменьшением приборной скорости до 170 км/ч и свалился. В левом крене самолет потерял высоту и уклонился от оси ВПП. Несмотря на все попытки, КВС не смог предотвратить разворот и кренение. Самолет с большим креном (до 70°) столкнулся с землей на удалении 1526 м от торца ВПП и разрушился. Один служебный пассажир и один член экипажа погибли, три члена экипажа и один служебный пассажир получили ранения.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 6 1
Пассажиры 3 1
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-8
Регистрационный номер (id) ВС СССР-13330
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1961
Заводской номер ВС 0Г-3490
Наработка ВС (часы) 17293
Наработка ВС (циклы) 6708
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания МАП СССР, КнААПО им Гагарина, г. Комсомольск-на-Амуре
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Омск (Центральный)
Пункт назначения Иркутск-2 (Восточный)
Начальный пункт маршрута Тбилиси
Конечный пункт маршрута Комсомольск-на-Амуре


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение:
    Катастрофа самолета явилась следствием автоматического флюгирования воздушного винта левого двигателя на выравнивании, что при малой скорости полета привело к неуправляемому развитию левого крена и столкновению с землей.
    Автоматическое флюгирование воздушного винта явилось результатом сочетания:
    - нарушения экипажем "Инструкции экипажу самолета Ан-8" в части уменьшения режима работы двигателей до земного малого газа с последующим резким переводом РУД в положение выше номинала;
    - конструктивных особенностей системы регулирования двигателей АИ -20, заключающихся в возможности нештатного срабатывания датчика автоматического флюгирования при подобных действиях экипажа;
    Неправильные действия по управлению самолетом и двигателями были обусловлены нарушением взаимодействия в экипаже из-за отсутствия второго пилота на рабочем месте и отсутствия у КВС навыков пилотирования самолета с одним неработающим двигателем, что вызвало:
    - ошибки в расчете на посадку, приведшие к высокому выравниванию;
    - спровоцированный этим самостоятельный, без команды КВС, перевод двигателем на режим земного малого газа бортмехаником, находившимся на месте второго пилота;
    - несоразмерную реакцию командира воздушного судна на неправильные действия бортмеханика, выразившуюся в резком переводе двигателей на режим выше номинального и взятии штурвала "на себя".
    Сопутствующие причины:
    - вылет с неполным составом экипажа и превышение санитарных норм налета;
    - употребление вторым пилотом алкоголя перед полетом (был отстранен от полетов, находился в грузовой кабине, на его рабочем месте находился бортмеханик).
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.