Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа По-2С Северо-Кавказского ТУ ГВФ в районе Грозного
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  15 августа 1955 г.
Время:  10:15
Страна:  СССР
Место происшествия:  Грозненская область, Горячеисточненский район, р-н пос. Горячеисточненский, 12 км от а/п Грозный
Тип ВС:  По-2С
Регистрация ВС:  СССР-А756
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Северо-Кавказское территориальное управление ГВФ
 


Описание
    В 10:08 пилот 82 авиаотряда СКТУ ГВФ вылетел из Грозного в почтовый рейс по маршруту Грозный – Ачикулак – Азек-Суат – Ачикулак – Грозный с 60 кг почты на борту.
    Прогноз погоды по маршруту с 10 до 16 часов предусматривал: облачность 7-10 баллов, слоисто-кучевая, слоисто-дождевая высотой 300-600 м, дождь, видимость 4-10 км, ветер северный 30-40 км/ч, хребет местами закрыт.
    В аэропорты назначения самолет По-2С №756 не прибыл. Организованными поисками он был обнаружен на следующий день в районе пос. Горячеисточненский на северном склоне горы Ястребиная Терского хребта. Пилот погиб, самолет разбит.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС По-2С
Регистрационный номер (id) ВС СССР-А756
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 26.11.1946
Заводской номер ВС 0392
Наработка ВС (часы) 5016
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 1131073


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Северо-Кавказское территориальное управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Грозный
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Грозный
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Расследованием установлено: в день происшествия наряд по почтовым и санитарным маршрутам были назначены пять пилотов. Маршруты их полетов лежали через Терский хребет. Вылетевший первым в 09:40 пилот через 1 час 05 минут полета возвратился в Грозный из-за плохой погоды по трассе. Второй пилот, вылетевший в 09:45, несмотря на запрет перелетать Терский хребет при плохой погоде, запрет нарушил и перелетел через хребет. Там он встретил плохую погоду и пошел вдоль северного склона хребта до Гудермеса, где встретил улучшение погоды и продолжил дальнейший полет по маршруту.
    По показаниям очевидцев установлено, что пилот По-2С №756 также выполнял полет через Терский хребет. Перелетев хребет, пилот попал в ливневый дождь и низкую облачность, после чего принял позднее решение возвратиться на аэродром вылета. На обратном маршруте, совершая полет в условиях плохой видимости, он отклонился к западной границе коридора и, не набрав положенной высоты для пересечения хребта, ударился с работающим мотором в крутой склон горы Ястребиная на высоте 220 м над уровнем а/п Грозный, в 12 км от аэропорта. Катастрофа произошла в 10:15.
    Перед вылетом самолетов в рейс пилоты должной предполетной подготовки не прошли. Метеообстановка командованием отряда с летным составом перед вылетом анализировалась поверхностно. Несмотря на сложную метеообстановку и недостаточный опыт молодого пилота, со стороны командира отряда и командира АЭ не были даны конкретные указания следовать обходным коридором через Гудермес и пилот был выпущен по основному маршруту через хребет и н.п. Толстово, где фактическая погода была ниже установленного минимума для данного района трассы, что и привело к тяжелому авиапроисшествию.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Непосредственной причиной катастрофы является нарушение пилотом §312 НПП ГА-51, что привело к столкновению самолета с крутым склоном горы в условиях полета при плохой погоде.
    Главной причиной катастрофы является плохая организация летной работы в 82 авиаотряде, выразившаяся в грубом нарушении §§163-164 НПП ГА-51 со стороны командира отряда и командира АЭ, проводивших подготовку к полету пилотов и не давших им прямых указаний при наличии нелетного прогноза погоды о выполнении полетов через Гудермес, а также допустивших поверхностный подход к анализу метеообстановки по трассе полета.
    Выданный прогноз погоды не оправдался. Фактическая погода в районе Терского хребта и н.п. Толстово была ниже предусмотренной прогнозом.
    В отряде не выполнены требования приказа ГУ ГВФ №063-54 г. в части летной подготовки пилотов в полетах в облаках. Погибший пилот тренировку в облаках вообще не проходил. Контроль за тренировкой и качеством летной подготовки со стороны командира отряда и его заместителя по летной части осуществляется неудовлетворительно.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.