Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-18В Красноярского УГА в районе а/п Южно-Сахалинск
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  02 сентября 1964 г.
Время:  21:11
Страна:  СССР
Место происшествия:  Сахалинская область, близ пос. Перевал, Холмский р-н
Тип ВС:  Ил-18В
Регистрация ВС:  СССР-75531
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Красноярское УГА, 1-й Красноярский ОАО
Рейс:  721
 


Описание
    Самолет 128 летного отряда выполнял рейс из Москвы в Южно-Сахалинск с посадками в Красноярске и Хабаровске. В Красноярске экипаж сменился. Полет до Хабаровска прошел без происшествий. Из Хабаровска самолет вылетел в 20:00. Полет проходил в эшелоне 6 000 м над облаками.
    При входе в зону РРА а/п Хомутово экипаж приступил к снижению. В 21:05 экипаж доложил, что вышел из облаков на высоте 2 600 м, и продолжил полет на ДПРМ. Диспетчер сообщил условия посадки: ветер неустойчивый 120-130°, 4 м/с, МКпос=10°. После этого экипаж дважды просил разрешения на заход на посадку с МКпос=190° по кратчайшему маршруту. Диспетчер не соглашался и давал указания следовать на высоте 1 500 м на ДПРМ для захода МК=10° со словами «не положено». В 21:09 на удалении 37 км от ВПП на высоте 1 500 м экипаж сообщил, что вышел на визуальный заход и вновь запросил разрешение на посадку с прямой по кратчайшему маршруту (МК=190°). Для подтверждения возможности захода по кратчайшему маршруту диспетчер запросил: «успеете?» и получил ответ: «да, успеваем». Тогда диспетчер разрешил визуальный заход с правым доворотом курсом 190°. Экипаж подтвердил. В 21:10 диспетчер передал: «600 доложить». Экипаж ответил: «Вас понял, 600 доложить», ошибочно восприняв фразу диспетчера, как разрешение на снижение до 600 м с докладом: «занял 600».
    Сразу после разрешения на заход курсом 190° экипаж осуществил левый разворот на курс 100°, выпустил шасси и начал снижение с вертикальной скоростью около 10 м/с. При заходе на посадку курсом 190° в аэропорт Хомутово до 4-го разворота следует выдерживать высоту не менее 1 200 м из-за наличия горного хребта высотой до 790 м. Выход из 4-го разворота должен быть на высоте не менее 900 м, а высоту 600 м можно занимать на предпосадочной прямой на удалении 12,7 км от торца ВПП. Команда «600 доложить» была принята на высоте 1 200 м и экипаж продолжил снижение, не изменяя режима полета, находясь ночью в ПМУ и видя огни Южно-Сахалинска. Экипаж, видимо, считал, что находится на близком расстоянии от аэропорта и не вел детальной ориентировки.
    После отворота на МК=100° визуальные условия резко ухудшились. Полученные пеленги 140°, а затем 151° экипажем не анализировались, несмотря на их значительное отличие от посадочного пеленга 190°. Экипаж также не придал значение сообщению диспетчера о потере радиолокационного контроля за самолетом. Несмотря на полученные пеленги, показывающие, что самолет находится далеко от посадочного курса, диспетчер не заметил ошибок и нарушение схемы и экипаж не предупредил. А дав разрешение на посадку с МК=190°, он не включил радиотехнические средства этого курса. После доклада «занял 600» диспетчер дал неуместную команду занимать 400 м.
    В 21:11 в 26 км северо-западнее аэропорта самолет, находясь в горизонтальном полете с незначительным правым креном с МК=100°, на высоте 550 м столкнулся с деревьями на склоне горы высотой 793 м, разрушился и загорелся. Разброс частей самолета – на протяжении 250 м. Весь экипаж, а также 78 пассажиров, в том числе 14 детей, погибли. Трое взрослых пассажиров и трое детей получили тяжелые травмы. Фактическая погода в районе аэропорта была: облачность 10 баллов, видимость 10 км.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 9 9
Пассажиры 84 78
На земле   0
Всего погибших 87


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-18В
Регистрационный номер (id) ВС СССР-75531
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 24.12.1963
Заводской номер ВС 183006904
Наработка ВС (часы) 1269
Наработка ВС (циклы) 358
Силовая установка С 2345073 С 2345087 С 2345090 С 2345083


Сведения о рейсе

Номер рейса 721
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Красноярское УГА, 1-й Красноярский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Хабаровск
Пункт назначения Южно-Сахалинск (Хомутово)
Начальный пункт маршрута Москва (Шереметьево)
Конечный пункт маршрута Южно-Сахалинск (Хомутово)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы явилось преждевременное снижение ниже безопасной высоты в горной местности из-за ошибки экипажа в определении своего местонахождения в визуальном полете ночью в нарушение установленных в районе аэропорта Южно-Сахалинска правил полета, а также из-за неправильного восприятия нечетких и неуместных указаний диспетчера.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации Фото: Леонтий Сальников


Фотографии

   
   
   
 






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.